Олег Иванович Янковский. Помним… Любим…

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0

78 лет со дня рождения

Олег Иванович Янковский (23 февраля 1944, Карсакпай, Карагандинская область — 20 мая 2009, Москва) — советский и российский актёр театра, кино и телевидения, кинорежиссёр. Народный артист СССР (1991).

Оценки актёрского образа Янковского никак не приходили к общему знаменателю. Он — то ли лидер, то ли аутсайдер, то интеллигент, то плейбой. То ли «лишний» человек», то ли успешная звезда. Актёр всегда оставался между этими понятиями. Необыкновенная пластичность и интуиция позволяла ему удержать равновесие.

Режиссёры приглашали его, когда в персонаже нужна была неоднозначность образа — «плохой хороший человек». Он всегда существовал на грани, совмещая черты человека, хорошо устроившегося в жизни и «лишнего» человека. Он играл и цельных, мужественных людей, и мятущихся, тех, кто не видит цели в жизни, с изломанной судьбой.

Он был убедителен как в своих киноролях, так и в театральных работах. Олег Янковский демонстрировал широчайший диапазон актерского мастерства – от трагизма до буффонады.

Марк Захаров пытался в своей книге постичь причины популярности и востребованности актёра: «Работая с Янковским <…> я ощутил необыкновенную человеческую и актёрскую собранность Янковского. Он всегда очень внимательно следил за режиссёром, за собой и своими партнёрами, был очень нацелен на предстоящее дело. <…> Я ощутил внутреннюю, очень волевую позицию человека, который медленно и целенаправленно готовит свой актёрский организм к Дерзанию».

Вадим Абдрашитов, у которого актёр сыграл в фильмах «Поворот» и «Слово для защиты», отмечал: «Удивительно: при отсутствии грима он везде разный. Это же феноменально — ведь нет никаких внешних примет перевоплощения».

Глеб Панфилов, у которого актёр сыграл в спектакле «Гамлет» и фильме «Без вины виноватые» говорил: «Олег Янковский склонен к углублённому поиску, внимателен, у него багаж не только сценических навыков, но и тонких жизненных наблюдений. У него есть опыт, мастерство, есть и энергия, сила».

Елена Шанина, актриса:

— В чем была уникальность его профессиональных качеств?

Е.Ш.: Редкая одаренность проявлялась, прежде всего, в мощном подсознании. Не застревая на аналитике, не заумствуя, он сразу шел к ощущению своего персонажа изнутри. Это качество очень ценят режиссеры.

Еще он умел выразительно и динамично молчать в кадре, на сцене. Это умеют единицы – Ефим Копелян, Жан Габен…

Он умел быть главным действующим лицом в большом фильме, например, в «Крейцеровой сонате». Две серии подряд от него не оторвать глаз. На кого еще можно смотреть так долго?

Знаете в чем разница в кино между западными артистами и нашими? Их снимают, а наши снимаются сами, то есть сами придумывают кадр, освещение и многое другое. Янковского снимали как западную звезду, его всегда обслуживала команда профессионалов. Он никогда не суетился на съемках.

— Каким он был в общении?

Е.Ш.: Открыто-закрытым. Он не был излишне разговорчивым, но умел видеть и слушать. Был деликатным, дипломатичным. Запомнилось то, как элегантно он курил трубку, как красиво и просто был одет – во всем был виден высокий класс.

Красивый человек, и этим все сказано. Собранный, целеустремленный, он притягивал к себе успех. Олег Иванович Янковский был режиссером своей жизни. Всегда казалось, что он счастливчик, который родился в рубашке. Ему по праву доставались интересные роли, премии.

В памяти сохранились ли какие-то истории, незначительные лишь на первый взгляд. Помню, как тщательно он изучал политические листовки во время штурма Белого дома – к удивлению своих коллег. Он не побежал на баррикады, но хотел во всем дойти до сути.

— Что остается после актера: фильмы, театральные легенды?

Е.Ш.: Да, и еще дети, внуки. Главное, что он оставил после себя – театральную империю, семью. Людмила Зорина всегда была хранительницей очага. Сын Филипп – блистательный актер. <…> Несмотря на некоторую похожесть, Филипп совсем другой, со своей индивидуальностью и позицией. Выросли внуки Олега Ивановича. Лиза – талантливая и красивая. Ваня Янковский играет в театре.

Иван Агапов, актер

— С уходом больших артистов становится заметно, что ушла целая эпоха. Это ощущается?

И.А.: Незаменимые есть. Это и по-человечески большая утрата для театра. Такой масштаб личности чем заменишь? Остается невосполнимая пустота. Дело даже не в актерской школе, а в том, стремится ли актер к вершинам, тащит ли он свой груз в эту гору? Или только пользуется природными данными и полученными навыками? Это только со стороны Олег Иванович производил впечатление успешного человека, которому все само идет в руки. Было видно, что он преодолевает порой серьезные трудности. Он был ранимым, все принимал очень близко к сердцу. Много сил, и душевных и физических, вкладывал в свою профессию.

— Коллеги по театру его знали немного другим, чем все остальные?

И.А.: Он чувствовал себя в театре защищенно, мог посмешить, расслабиться и повалять дурака, даже сказать глупость, без страха показаться нелепым. А на открытии кинофестиваля предстать настоящим аристократом, импозантным, лощеным. Держался адекватно ситуации.

Помним…Любим…
Телеканал Театр

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий