Орест Адамович Кипренский

размещено в: Из жизни художников | 0
КИПРЕНСКИЙ ОРЕСТ АДАМОВИЧ — родился 24 марта 1782 года
 
Великий русский художник, профессор исторической живописи, мастер портрета. Его кисти принадлежат известные портреты русских поэтов: Василия Жуковского, Александра Пушкина, Константина Батюшкова.
240 лет со дня рождения
 
 
Орест Кипренский автопортрет 1828г.

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года на мызе Нежинской, принадлежащей Ораниенбаумскому уезду. Мальчик оказался внебрачным сыном помещика Алексея Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. Женщину с ребенком выдали замуж за крепостного Адама Швальбе, немца по национальности.
Настоящий отец будущего художника заботился о нем, и в 1788-м, получив вольную, Орест покинул родителей и был зачислен в Воспитательное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге. По документам ученик проходил под фамилией Кипренский. В 1797 году юноша поступил в саму академию, где его наставниками выступили живописцы Григорий Угрюмов и Дмитрий Левицкий.
За годы учебы Кипренский неоднократно демонстрировал талант, получал золотые и серебряные награды за работы. В 1803 году Орест получил аттестат 1-й степени и шпагу, но с разрешения директора заведения остался там в качестве пансионера еще на 3 года.
Личная жизнь в биографии художника сложилась драматично. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал натурщиц. Одна из них водила с собой 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым источникам, девочка сама позировала творцу для картины «Анакреонова гробница»).

Детский портрет маленькой итальянки Мариуччи, как назвал ее русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, обеспокоенный судьбой ребенка, постарался выкупить девочку и стать ее опекуном. Однако обеспечить счастливое детство воспитаннице Кипренский не смог.

Вмешался случай — одну из моделей художника нашли мертвой. Дама умерла страшной смертью — ее тело накрыли холстами, облитыми скипидаром, и подожгли. Вскоре не стало в живых и слуги живописца, молодого итальянца. Сам Орест утверждал, что его прислужник и убил натурщицу. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация творца сильно пострадала.

Мужчина не мог больше оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, постарался устроить девочку в какой-нибудь монастырь. После, покинув Италию, а за ней и Францию, куда донеслись слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.

Однако пара сочеталась браком только в июле 1836 года, на тот момент итальянке исполнилось 26 лет. Все время с момента приезда Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы вступить в брак с возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил вместе всего 3 месяца: Кипренский скончался в октябре. Через полгода Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет повторно вышла замуж.

Кипренский Мать с ребенком


В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе.

А. К. Швальбе (1742-1807) был крепостным небогатого ораниенбаумского помещика А. С. Дьяконова. Мать Кипренского — Анна Гаврилова, была выдана замуж за А. К. Швальбе через год после рождения у нее сына. Известно, что он был хорошим отцом Оресту. В семье Швальбе было ещё пятеро детей (сын и четыре дочери). После смерти А. С. Дьяконова, в 1800 г., А. К. Швальбе получил вольную.

Ранним, но одним из лучших считается портрет отчима — Адама Швальбе. По-Рембрандтовски сочно изображен умудренный жизнью, суровый, властный старик. Разметавшиеся волосы, резкая игра света и тени, широкие, густые мазки создают впечатление необычности натуры. А исполнение? Такого еще не было в русском искусстве. Не случайно неаполитанская академия в 1830 году дала заключение, что холст «не суть работа художника нынешнего века». Кипренский писал: «…отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Вандика (Ван Дейка), а некто Рембрандт пожаловал».

Автор очень дорожил этим портретом, дважды возил с собой за границу и вообще не расставался с ним.

В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.

Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле».

Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем».

Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи. Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты.

 Богоматерь с младенцем икона
Кипренский Портрет Ольги Смирновой

К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808г.

Кипренский Иван Кусов

На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами.

Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора. Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года.

Кипренский Челищев А.А. 1809г.
Кипренский Зинаида Волконская

В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Ростопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину. 

Кипренский Елена Ростопчина
Кипренский Федор Ростопчин

Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.

На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.

Кипренский Евграф Давыдов
Кипренский Василий Андреевич Жуковский
Кипренский конный портрет Александра первого

В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца.

Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь художник познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.

Портрет Мариуччи

В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.

Кипренский автопортрет

Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.

В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.

Кипренский Бедная Лиза

Через год художник покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты. В середине октября 1836 года живописец заболел воспалением легких, что стало причиной смерти. Кипренского похоронили в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте в Риме.

Кипренский Неаполитанские мальчики
Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий