Сергий Радонежский

размещено в: Русь великая | 0

ДУХОВНЫЙ СОБИРАТЕЛЬ РУССКОГО НАРОДА

Cвоей святостью Сергий Радонежский объединил Русь…»
+ Кирилл,Патриарх Московский и всея Руси

Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец — игумен Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой. Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры.

Он родился 14 мая 1314 г., в городе Ростове, Россия.
День памяти: 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля, 6 (19) июля.
Покровитель: учащихся.
Главная святыня: мощи в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Родители: Мария Радонежская, Кирилл Радонежский
Братья: Пётр Кириллович Радонежский, Стефан Радонежский.

О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.

Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.

Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».

Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.

Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством.

Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.

С обретением мощей святого Сергия Радонежского связана удивительная история. После смерти Сергия в монастыре началось строительство нового храма. Когда процесс был в самом разгаре, к монахам обратился один из благочестивых прихожан и поведал, что сам Сергий Радонежский явился к нему со словами: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?».

Гроб с телом Святого был поднят из земли, где действительно стояла вода. Это произошло в 1422 году, спустя 30 лет после преставления Сергия Радонежского. Когда крышку открыли – не смогли поверить своим глазам. Не только Его тело осталось нетленным, полностью сохранились даже одежды. Вскоре после этих событий поклониться мощам стали приходить паломники, и с каждым годом – всё больше и больше. Многие получали исцеление от болезней, а кому-то Преподобный помог излечить и душу.

В Троице-Сергиевой Лавре также расположена чтимая икона Сергия Радонежского. По молитвам перед ней матери не раз испрашивали здоровье для своих детей, больные становились здоровыми, а заблудшие души вновь обретали веру, отрекаясь от дурного образа жизни.

В Москве расположено несколько храмов, главными святынями которых являются иконы с частицами мощей Сергия Радонежского. По молитвам перед этими образами многие богомольцы нашли избавление от своих тревог: существуют свидетельства и об исцелениях, о благодатной помощи в тяжкие минуты жизни.
Помолиться перед чудотворными иконами Сергия Радонежского в Москве можно в Храме Илии Пророка в Обыденном переулке, в Храме Святого Николая в Кленниках, в Храме Покрова Богородицы в Медведкове, в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, в Храме Преподобного Сергия Радонежского в Бусинове, в Храме Живоначальной Троицы на Мосфильмовской улице.

Как помогает чудотворная сила иконы Преподобного Сергия Радонежского?
Перед иконой Сергия Радонежского молятся, чтобы испросить у Святого помощи в избавлении от физических недугов и душевных. Особенно часто богомольцы взывают к Преподобному, моля об усмирении гордыни, как одного из тяжелейших грехов. Просят не только за себя, но и за своих друзей и врагов.

Особым почётом этот образ пользуется у родителей, чьи дети не показывают успехов в учении. Сам Сергий Радонежский долго не мог совладать с грамотой и отлично усвоил её лишь после горячих молитв к Господу нашему. Теперь он сам стоит подле Бога и просит его за тех, кто не может лишь собственными силами преуспеть в учении. Обращаются к Сергию Радонежскому и сами ученики, накануне экзамена или при освоении сложных наук.

Чтится Сергий Радонежский и как Святой заступник праведников и честной жизни. Поэтому перед его иконами молятся накануне важных судебных дел или во время тяжбы: помогает Преподобный всякому, кто в помыслах и делах искренен и чист и в суде за правду против лжи борется.

 Преподобный Сергий Радонежский считается одним из самых почитаемых Святых в русском Православии. Любовь народа и уважение Церкви он заслужил ещё при своей земной жизни, каждый год которой был подлинным образцом христианского смирения, трудолюбия, милосердия и веры.

В те времена, когда я работала спецкором «Комсомольской правды», в соседнем отделе работал молодой журналист Юрий, ставший впоследствии отцом пятерых детей. Но тогда у него родилась дочка Анечка, вскоре после рождения приговоренная врачами к смерти. Девочку поместили в «Кремлевку», зарубежные собкоры присылали лекарства, но все это лишь продлевало агонию.

У журналистов свои способы борьбы. И Юрий с просьбой о помощи рассылал по редакциям разных стран фотографии семимесячной Анечки, на которые было больно смотреть. Тело младенца представляло собой кровоточащий кусок мяса без кожи. Кости были желеобразными. Не тело, а жидкое яйцо без скорлупы. Медсестры даже боялись взять девочку на руки, и перепеленать Анечку могла только глубоко верующая жена Юрия. Вот и расходились по всему миру фотографии, с которых смотрели с мольбой огромные страдающие глаза ребенка.

– Зря вы себя мучаете, – убеждали Юрия врачи. – Болезнь неизлечима.
Но Юрий, как радист погибающего судна, отчаянно посылал в пространство сигналы «SOS»: «Спасите Анечку! Откликнитесь, кто может помочь!»

Откликнулась женщина-профессор из Америки, специалист мировой величины. Она прилетела в Москву всего на пару часов специально для осмотра Анечки. Осмотрела и тут же улетела обратно, сказав на прощанье ошеломленному отцу:
– Готовьте жену: девочка этой ночью умрет. Простите нас, но медицина бессильна, и спасти ее может лишь чудо Божие.

Сообщить жене этот смертный приговор Юрий не смог и в ужасе бежал из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Как и многие из нас, он был тогда неверующим. Молиться Юрий не умел, но стоял весь день у раки преподобного Сергия и плакал, плакал, плакал. Домой он вернулся заполночь, когда жена уже спала. А на рассвете, стараясь не разбудить мужа, жена уехала в больницу перепеленать Анечку.

О дальнейшем рассказывала она сама:
– Подошла я к дочке и испугалась: Анечка была какая-то необычная. Я скорее к врачу: «Доктор, посмотрите Анечку. С ней что-то происходит».

Врач наклонился к Анечке и вдруг как побежит в ординаторскую! Я обомлела. А из ординаторской уже бегут что есть мочи врачи и медсестры и топочут, как стадо слонов. Окружили Анечку и стоят молча. А я гляжу и глазам своим не верю: у Анечки появилась кожа, а кости были уже твердыми.

Так по молитвам преподобного Сергия Радонежского свершилось чудо исцеления. Юрий после этого крестился и ушел из редакции. А я лишь только после крещения поехала в Троице-Сергиеву Лавру, умоляя о помощи преподобного Сергия Радонежского.

И это реальная история!
Автор: Нина Павлова

Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий