Святослав Теофилович Рихтер

размещено в: Музыканты и композиторы | 0
Святосла́в Теофи́лович Ри́хтер — советский и российский пианист. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской, Сталинской, Государственной премии РСФСР имени М. Глинки и Государственной премии Российской Федерации. Википедия
Родился: 20 марта 1915 г., Житомир, Российская империя
Умер: 1 августа 1997 г. (82 года), Москва, Россия

25 лет назад 1 августа 1997 года в Москве в Центральной клинической больнице в возрасте 82 лет от сердечного приступа скончался гениальный пианист-виртуоз — Святослав Рихтер.

Святослав Теофилович Рихтер (20 марта 1915 — 1 августа 1997) — один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций, народный артист СССР (1961), герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950) и Государственных премий РСФСР имени Глинки (1987) и России (1996). Святослав Рихтер первый в СССР обладатель премии «Грэмми» (1960).

Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе фестиваля Музыкальные празднества в Турени, знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина.

Необычайно широкий репертуар Рихтера охватывал сочинения от музыки барокко до композиторов XX века, нередко он исполнял целые циклы произведений.

Заметное место в его творчестве занимали сочинения Гайдна, Шуберта, Баха, Шопена, Шумана, Листа и Прокофьева. Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.

Инет

Он мечтал стать дирижером, но оказался гениальным пианистом.
Стал первым в СССР обладателем премии «Грэмми».
Чудом уцелел в горниле сталинских чисток и пережил предательство самого близкого человека. Он и сегодня считается одним из самых выдающихся исполнителей XX века.
Святослав Теофилович родился в городе Житомире в семье обрусевших немцев. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась в Одессу. Отец преподавал в Одесской консерватории и был талантливым музыкантом – играл на фортепиано и органе.
Мама Рихтера, Анна Павловна, в девичестве носила фамилию Москалёва и происходила из дворянского рода

Музыке мальчика начали обучать уже с 3-летнего возраста.
Отец Святослава сначала совмещал должность преподавателя с игрой на органе в лютеранской кирхе, но затем коллеги обвинили Теофила в «служении культу», которое не подобает преподавателю в стране победившего атеизма. Рихтеру-старшему пришлось уйти из кирхи и заняться частными уроками.
Для обучения сына времени не оставалось, поэтому в плане музыкального воспитания Святослав во многом был предоставлен себе. Живой интерес к музыке привел к тому, что юный Рихтер просто-напросто начал играть все партии, ноты к которым находил дома

Уровень его таланта не требовал академических знаний – закончив десятилетку, Святослав, ни одного года не проучившийся в музыкальной школе, стал концертмейстером Одесской филармонии.
В этот период он много аккомпанировал выездным бригадам, расширяя собственный репертуар и набирая опыт
Первый концерт юноша дал в мае 1934 года в возрасте 19 лет

 В программе выступления были произведения Фредерика Шопена – композитора, чей ноктюрн стал первой пьесой, которую Рихтер научился играть. Вскоре после дебюта Святослав Теофилович был принят в Одесский оперный театр на должность аккомпаниатора.

Несмотря на объективные успехи, о профессиональных навыках Рихтер не задумывался. Поступать в Московскую консерваторию он приехал лишь в 1937 году, и этот шаг был авантюрой – у юноши все еще не было никакого музыкального образования.

В 22 года он переехал в Москву и стал учеником Генриха Нейгауза.
К тому времени Святослав Рихтер был уже абсолютно сложившимся пианистом с огромным музыкальным кругозором

Учитель Рихтера, Генрих Густавович Нейгауз, рассказал однажды о первой встрече со своим будущим учеником:
«Студенты попросили прослушать молодого человека из Одессы, который хотел бы поступить к консерваторию в мой класс.

— Он уже окончил музыкальную школу?— спросил я.
— Нет, он нигде не учился.
Признаюсь, ответ этот несколько озадачивал. Человек, не получивший музыкального образования, собирался в консерваторию!..
Интересно было посмотреть на смельчака.

И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом.
Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие,
нервные руки и заиграл.
Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго

 Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку.
Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант».
После Двадцать восьмой сонаты Бетховена юноша сыграл несколько своих сочинений, читал с листа.
И всем присутствующим хотелось, чтобы он играл еще и еще…
С этого дня Святослав Рихтер стал моим учеником»

Нейгауз писал об ученике: «Он смолоду обнаруживал такое великолепное понимание музыки, столько вмещал ее в своей голове, обладая при этом чудесным природным пианизмом, что приходилось поступать согласно пословице: ученого учить — только портить». Нейгауз был для Рихтера скорее старшим мудрым другом, чем преподавателем в привычном понимании слова.

Столичный дебют пианиста состоялся в 1940 году: 26 ноября он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева.
Рихтер стал вторым ее исполнителем — первым был сам автор.
Затем последовал столь же ответственный концерт: исполнение прокофьевского Пятого концерта.
Об этом событии сам Рихтер писал: «Я был счастлив.
В 22 года я решил, что буду пианистом, и вот, в 25 лет, играю сочинение, которое никто, кроме автора, не исполнял».

Затем началась война, и пианист был вынужден осесть в Москве, ничего толком не зная о судьбе родителей, оставшихся в Одессе.
При каждой возможности музыкант давал концерты, а в 1942 году и вовсе возобновил деятельность.
За время войны он исколесил с выступлениями почти весь СССР,
играл даже в блокадном Ленинграде, а в это время в Одессе разворачивалась трагедия его семьи.
Отцу и матери Рихтера было предложено эвакуироваться из города – враг наступал, и оккупация Одессы становилась вопросом времени. Анна Павловна уезжать отказалась. Впоследствии выяснилось, что у женщины был роман на стороне с неким Кондратьевым, за которым она ухаживала еще до войны – мужчина якобы болел костной формой туберкулеза и не мог себя обслуживать

На деле все обстояло иначе – Кондратьев происходил из семьи царского чиновника и имел немало претензий к Советам, впрочем, как и они к нему. Мужчина планировал дождаться немцев и затем уйти вместе с ними. Теофил Рихтер не решился оставить жену в одиночестве и также отказался от эвакуации. В то время для властей это значило одно – немец ждет захвата города фашистами и метит в коллаборационисты.
Рихтера-старшего арестовали по статье 54-1а УК УССР за измену Родине и приговорили к расстрелу и конфискации имущества.
За 10 дней до взятия города Теофила Даниловича расстреляли.
Мать Святослава осталась с Кондратьевым и, когда Одессу освободили, ушла вместе с оккупантами. Затем женщина уехала в Румынию, после – в Германию и на протяжении 20 лет никак не общалась с сыном

Музыка всегда была основой жизни пианиста, возможно, благодаря ей Святослав Теофилович, при своих биографии и национальности, уцелел в обеих волнах сталинских чисток. Великий вождь был не чужд музыке, а его дочь часто ставила пластинки с исполнением Рихтера. Уважение к работнику искусства могло стать причиной того, что Святослава – и немца, и интеллигента – ни разу не арестовывали.

Когда война закончилась, к Рихтеру пришла настоящая популярность. Он победил на Третьем Всесоюзном конкурсе исполнителей, а слава ведущего пианиста была признана по всему СССР.
Казалось бы, пришло время выступлений на Западе, но этого Святославу не дозволяли – сказывалась дружба с неугодными государству людьми. Например, когда в опалу попал Сергей Прокофьев, Рихтер упорно продолжал играть пьесы композитора.

Более того, единственный опыт выступления Рихтера в качестве дирижера был посвящен творению Прокофьева – Симфонии-концерту для виолончели с оркестром.

После смерти Сталина железный занавес для Святослава приоткрылся, и музыканта выпустили играть на Западе.
Концерты в Нью-Йорке в 1960 году произвели настоящий фурор
 За исполнение Второго фортепианного концерта Брамса Рихтера, первого в СССР, удостоили престижной «Грэмми»
Хотя отношения с политикой у пианиста оставались сложными
– он ничего в ней не понимал, что приводило к небезопасным курьезам.

Рассказывают об интересном и комичном факте разговора с Фурцевой
Министр культуры пожаловалась Рихтеру на Ростроповича – мол, у него на даче живет опальный Солженицын.
Святослав Теофилович ее горячо поддержал, согласившись, что это безобразие – у Мстислава ужасно тесная дача, Солженицыну лучше жить у самого Рихтера.
Пианист просто не знал, в чем дело и почему такое высказывание опасно

Репертуар музыканта был огромен – от произведений эпохи барокко до современных композиторов. Критики отмечали поразительную технику исполнения в сочетании с личным подходом к творчеству. Каждое произведение, которое исполнял Рихтер, превращалось в цельный, законченный образ.
Публика внимала Рихтеру затаив дыхание.

О личной жизни Рихтер не рассказывал ничего, хотя о его ориентации ходили небезопасные для гражданина СССР слухи.
Музыкант был женат на оперной певице Нине Дорлиак, отношения с которой начались с того, что Святослав предложил ей выступить вместе. Впоследствии они не раз давали совместные концерты.
От этих выступлений осталось много трогательных фото.
Впоследствии пара зарегистрировала брак, в котором Рихтер и Дорлиак прожили 50 лет.
Однако на пересуды это никак не повлияло. Вера Прохорова, с которой музыкант дружил много десятков лет, в воспоминаниях и интервью утверждала, что брак был фиктивным. Подозрения эти оправданы – отношения между супругами были далеки от стандартов. Они спали в разных комнатах, обращались друг к другу исключительно на «вы», детей у них не было.

Прохорова нелестно отзывалась о Нине Львовне, считая ее домашним тираном. Якобы Дорлиак отнимала у Рихтера деньги, и когда Святослав Теофилович хотел помочь Елене Сергеевне, вдове Михаила Булгакова, ему якобы пришлось занимать у друзей. Тем не менее, всю жизнь Рихтер прошел рука об руку с женой и говорил о Нине с искренней теплотой, называя не диктатором, а принцессой.

Личной трагедией Святослава стало предательство матери, которая была для него как ближайшим человеком, так и морально-этическим мерилом. Встретив Анну Павловну после 20 лет разлуки, он так и не смог ее простить, хотя и не отказывал в помощи. Но друзьям говорил просто и однозначно, что мамы больше нет – одна маска

Рихтеру было интересно работать с произведениями «без репутации», — которые мало кто знал. Нейгауз так говорит о рихтеровском репертуаре:
"Он буквально воскресил к жизни почему-то забытые чудесные сонаты Шуберта и некоторые сонаты Вебера
Стремясь на каждом концерте играть что-то новое, Рихтер сразу после выступления садился заниматься и готовить следующую программу.

В поздние годы пианист играл на концертах по нотам: ему жаль было тратить время на заучивание наизусть. «Сэкономленные» часы он посвящал изучению нового репертуара.

Одним из главных достижений Рихтера были «Декабрьские вечера» в ГМИИ имени Пушкина. Ирина Антонова, тогда директор Пушкинского музея и соавтор «Вечеров», вспоминала, как важно было Рихтеру показать людям единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии. «Декабрьские вечера» до сих пор проходят в музее каждый год…

В старости Рихтера мучила депрессия. Здоровье подводило музыканта, не давая концертировать и заниматься музыкой даже для себя – пианисту не нравилась собственная игра.

После нескольких лет жизни в Париже, в 1997 году Святослав Теофилович вернулся в Россию.

Рихтер умер на родине 1 августа 1997 года, меньше чем через месяц после возвращения. Причиной смерти стал сердечный приступ, а последними словами великого пианиста стала фраза:
«Я очень устал». Похороны прошли на Новодевичьем кладбище.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 5 часов

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий