«Кто-то сверху так повелел»: любовь Татьяны и Сергея Никитиных
Его не хотел принимать папа Татьяны, но потом они стали лучшими друзьями. А она распустила свитер, связанный его прежней девушкой, и перевязала его по-своему, — чтобы он думал только о ней.
«Александра», «Я спросил у ясеня», «Под музыку Вивальди», «Большой секрет для маленькой компании», а еще, помните — «Что же из этого следует? — Следует жить! Шить сарафаны и легкие платья из ситца…». Говоря о Никитиных, хочется выключить яркий электрический свет. Разжечь камин. Или развести костер на поляне. Уж очень их песни душевные, как сейчас принято говорить — «ламповые». И трудно поверить в то, что этим ребятам-физикам, влюбившим в себя всех романтиков, уже хорошо за 70, и что их семейному союзу — уже более полувека… А начиналось все с физфака МГУ.
Никитины рассказывают, что их творческий дуэт, если разобраться, сложился еще до того, как образовался дуэт семейный. В МГУ Никитин руководил квинтетом студентов-физиков, увлекающихся музыкой. Там стала петь и Татьяна.
Надо сказать, квинтет был очень популярен — ребята много выступали на разных концертных площадках, в том числе и за рубежом. Например, в 1972 году они с огромным успехом выступили в Берлине на фестивале политической песни. А с 1974 года параллельно с квинтетом Никитины начали петь и дуэтом.
Одновременно с творчеством Татьяна и Сергей увлеченно изучали физику и проводили сложные молекулярные исследования. Любовь к точным наукам и математический склад ума абсолютно гармонично сочетались в них с романтическими наклонностями. Впрочем, тогда, в 60-70-х, очень модно было петь под гитару, и занимались этим многие, но далеко не все сумели настолько запасть в душу слушателям, как Никитины.
Кстати, если вы думаете, что Сергей Никитин пишет и музыку, и стихи к своим песням, то вы ошибаетесь. Еще 18-летним юношей он твердо решил: будет перекладывать на музыку стихи любимых поэтов, то есть «переводить с русского поэтического на русский музыкальный».
В репертуаре Никитиных — песни на стихи Окуджавы, Киплинга, Юнны Мориц, Багрицкого… Иногда семейный дуэт исполняет и песни других композиторов (например, «Со мною вот что происходит» Микаэла Таривердиева), и они получают новое звучание.
Чуть ли не с момента знакомства они всегда и везде появлялись вместе — и в институте, и на сцене, и на отдыхе. Потом поженились — и вовсе стали неразлучными, их воспринимали как единое целое. В семье родился сын Саша, и основные хлопоты по воспитанию мальчика взяла на себя мама Сергея, ведь молодые родители были постоянно заняты — их наперебой приглашали на гастроли.
А ведь была еще и основная работа — и у него, и у нее. Благодаря бабушке, охотно проводившей время с Сашей, Татьяна и Сергей могли не ограничивать себя в творчестве. На сцене они, похоже, понимали и чувствовали друг друга без слов, им достаточно было взгляда или жеста.
Некоторые зрители были уверены: бойкая, энергичная Татьяна «командует» более спокойным и сдержанным Сергеем, «подавляет» его. Но это было не так. Скромный и сдержанный, Сергей Яковлевич, тем не менее, всегда отличался очень сильным характером, о нем даже Жванецкий как-то сказал: «Застенчивая наглость». Михаил Жванецкий вообще умел парой слов обозначить суть, мы уже рассказывали о его уникальном таланте.
Шло время, Никитины по-прежнему исполняли песни на сцене, выпускали диски, записывали композиции для фильмов («Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Москва слезам не верит» — самые известные из их музыкальных проектов). Правда, с годами этот жанр — авторская песня — потерял большую часть былой популярности, но все же в стране было и остается еще достаточно много любителей, способных оценить проникновенность и глубину дуэта Никитиных.
А в 2012 году неожиданно появились слухи об их разводе. Услышать это было странно и грустно, ведь Сергей и Татьяна давно успели стать для многих поклонников чуть ли не близкими родственниками. Они были «единым целым» — и вдруг развод? Впрочем, никакого развода не последовало. Возможно, и был в их отношениях какой-то кризис — а у кого их не бывает? Но супругам удалось преодолеть все «подводные камни», и в 2018 году они отметили свою золотую свадьбу.
И сегодня дуэт Никитиных продолжает звучать — правда, уже иначе. Например, некоторые песни своей молодости они сегодня петь решительно отказываются — объясняют, что голоса уже не те и им не хочется портить любимые многими песни. Что ж, за такую честность их можно только уважать, ведь Никитины, кажется, ни разу не использовали в своем творчестве фонограмму, предпочитая «живое» звучание.
И да — они и сегодня неразлучны, как и в юности. Вдвоем выходят на сцену, вдвоем летают в гости к сыну, перебравшемуся в Америку. А для их поклонников нет большего наслаждения, чем в очередной раз услышать слова таких простодушных и в то же время мудрых песен: «Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди, под музыку Вивальди, под вьюгу за окном печалиться давайте, давайте, давайте, печалиться давайте об этом и о том…».
Ольга Моисеева
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.