Воспоминания о Ролане Антоновиче Быкове

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0

12 октября, исполняется 92 года со дня рождения Ролана Антоновича Быкова

От «короля эпизода» до главного режиссера

«Либо сумасшедший, либо талант, а может, и то и другое вместе», — так охарактеризовал Быкова известнейший советский режиссер Михаил Ромм после первых минут общения. Такое количества творческих идей в одном человеке с трудом поддавалось пониманию. За свою жизнь Ролан Быков успел сыграть десятки ролей, снять фильмы, ставшие классикой советского кинематографа. Однако помимо кино и театра, в его жизни было множество увлечений – от поэзии до компьютерной графики.

После получения паспорта Ролан Быков каждый год отмечал два дня рождения: настоящее — 12 октября и официальное — 12 ноября. Из-за ошибки паспортиста Роланд Анатольевич Быков стал известен как Ролан Антонович. 

От отца, красного командира Анатолия Быкова, он унаследовал склонность к бунтарству и лихости, а от матери, бывшей студентки театрального, любовь к искусству.

Выбор жизненного пути состоялся для него еще в четырехлетнем возрасте, когда его привели в студию Дома пионеров. На прослушивании маленького Ролана спросили:

— Что умеешь?
— Ничего.
— А зачем пришел?
— Хочу кино бесплатно смотреть!

(Подруга Ролана до этого сказала ему, что берут в самодеятельность всех желающих смотреть кино бесплатно).

Когда его вытолкали на сцену, Ролан Быков с запинкой читал стихи про волны, корабли и морских волков. О том, кто такие «морские волки», он не знал, поэтому, произнося эти слова, устрашающе зарычал. Зал разразился овациями. Из-за кулис ему зашептали: «Кланяйся». «Не буду!», — отвечал с гордостью сын красного командира. «Надо!», — приказала подружка. Как кланяться Ролан не знал, но вовремя вспомнил, как это делает бабушка перед иконой. Мальчик тут же бухнулся на колени, и лбом – об пол. Это было триумфальное выступление.

После истории с самодеятельностью соседи по коммуналке стали называть Ролана не иначе как «Артист». Его артистические данные пригодились в пацанских разборках, в которых ему из-за малого роста отводилась роль «малышки»: идти перед компанией и задирать взрослых парней. Как вспоминал сам Ролан Быков, это было его первое актерское амплуа: боишься, а работать надо.

Даже когда Ролану не предлагали новых ролей, а снимать свои фильмы не выходило, режиссер находил средства даже на то, чтобы одалживать их другим. «Мне запрещали работать в кино — я шел на телевидение. Когда у меня было совсем трудно с деньгами, я шел в… цирк», — рассказывал он.
 
Его с детства называли Артистом, а он не хотел взрослеть. Он снимал кино —взрослое, умное, веселое, смешное. И только последний его фильм словно предостерегал их, словно просил быть осторожнее, когда он уйдет.
Итак, «Медная бабушка». Спектакль этот был не о бабушке и не о дедушке, а о Пушкине, Александре Сергеевиче. Принимала постановку высокая комиссия во главе с министром культуры Е.А. Фурцевой. Основную бурю нареканий вызвало исполнение роли великого русского поэта Роланом Быковым, который хоть и не был писаным красавцем, но на Пушкина был похож очень. «Все могу понять, но зачем в роли Пушкина Ролан Быков, этот урод?» — кипятилась не на шутку Екатерина Алексеевна.
 
Если бы она могла предположить, что поносила тогда будущего виднейшего деятеля российского кинематографа, законодателя мод в детском кино, народного депутата, секретаря Союза кинематографистов и т.д. и т.п.! Если бы она предугадала, что позднее этот «урод» сыграет в фильме «Серые волки» ее самого высокого начальника — дорогого Никиту Сергеевича Хрущева, она трижды бы подумала, прежде чем обижать маленького!
 
Быков не сыграл Пушкина, не стал в кино Лениным и Иисусом Христом, хотя возможность такая была. Прочитав сценарий о вожде мирового пролетариата, Ролан Антонович тихо отказался под предлогом, что сыграть такое не сможет ни за что и никогда.
С детства Быков был очень маленьким, самым маленьким в дворовой компании. Шпана специально посылала его вперед, к противникам, в качестве приманки, чтобы потом наброситься на ни в чем не повинных соперников — вы чего это, дескать, маленьких задираете? К тому же мальчика в документах окрестили не Роланом Антоновичем, как полагалось, а Роландом Анатольевичем, к тому же дату рождения перепутали. По словам Быкова, пьяный мент постарался. Представляете, каково было мальчишке?
 
А если приплюсовать святую уверенность с младенчества, что кланяться — унизительно, в том числе и на сцене, и проблемы не только с ростом, но и с дикцией, из-за чего Быкова не приняли вначале ни в один творческий вуз, — как тут не отчаяться?
 
Поневоле задумаешься о дефектах судьбы, в том числе и о «фефектах фикции», как говорил персонаж Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам». Однако не случайно самым маленьким и слабым Бог дает часто недюжинные силы и волю к победе. Быков рвался к славе так же истово, как позднее его отец Федор в «12 стульях» вымаливал заветную гамбсовскую мебель у инженера Брунса, а затем отчаянно крошил ее на дрова.
 

Быков все-таки поступил в Щукинское училище, потом организовал знаменитый студенческий театр МГУ, стал самым молодым главным режиссером страны в 29 лет. Благодаря работе в ТЮЗе, а также тому, что был маленьким, да удаленьким, он стал на долгие годы главным детским кинорежиссером страны.

Среди его фильмов — «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», картина демонстративно своеобразная, запомнившаяся и взрослым, и детям. А еще — «Внимание, черепаха!». В этом фильме дети играли в солдатики в туалете, а чиновники из Госкино заявили, что это клевета на Советскую Армию посредством показа знамени, брошенного в мочу.

И знаменитое «Чучело», удостоенное впоследствии Госпремии, а вначале обвиненное во всех возможных грехах, «Чучело», позволившее поверить Кристине Орбакайте, что она — актриса. Все его маленькие люди, все его роли получали большой резонанс — в гоголевской «Шинели» и в «Мертвом сезоне», в «Комиссаре», который отправили лежать на полку (кстати, папа Ролана — Антон Быков — был самым настоящим комиссаром), в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского.

Как он тащит на себе немаленького Олега Янковского в фильме «Служили два товарища», как спасает в «Большой перемене» героя Михаила Кононова, который чуть не утонул. Привычная для Быкова ситуация — спасать, в его жизни был даже случай, когда пришлось вынимать из петли повесившегося соседа. Все побоялись, а Ролан решился, так сказать, не моргнув глазом, для чего вначале взломал закрытую изнутри дверь топором.

В жизни у него было много всякого, и роли с этой жизнью перекликались. В детстве прикурил по просьбе слепого инвалида окурок, а у инвалида потом якобы нашли сифилис. Для дезинфекции испуганный Роланчик вылил в себя почти целый флакон одеколона «Кармен». Испуг, однако, был напрасен — то ли «Кармен» за полтора рубля убила всех микробов, то ли слепой просто страху нагнал.

Этому слепому Быков позднее отомстил, но и увековечил его одновременно — его кот Базилио в «Приключениях Буратино» поистине великий слепой! И еще одного отрицательного сказочного героя увековечил Быков. В фильме «Айболит-66» артист научил детей многих поколений не бояться Бармалея и всякую подобную шантрапу, показав разбойника крошечным, вздорным, всклокоченным и смешным.

Кино оказалось революционным, Быков-режиссер использовал здесь театрализацию кинематографа и первый в мире вариэкран — экран становился то широким, то узким, герои то и дело выходили за него. «Айболит-66» был показан в Америке, на даче у Рокфеллера, и вызвал неподдельное удивление американского магната.

Сказочным образом очень низенький Быков горячо полюбил очень высокую Санаеву. Узнав вначале, что новая партнерша, с которой ему предстоит играть в кино, актерская дочка, он наотрез отказался сниматься, потребовав заменить ее другой актрисой. Однако увидев Елену Санаеву и обомлел. Они стали едва ли не самой привлекательной актерской парой в советском кино, часто снимались вместе, и даже мошенничество кота и лисы выглядело в их исполнении неотразимо обаятельно.

«Чучело» стало последней большой работой Быкова. В 1998 году Ролан Антонович умер от рака. «Боже мой, неужели мы женаты с тобой 25 лет! — сказал он Елене Санаевой, когда узнал, что ему осталось жить совсем немного. — Я и наговориться с тобой не успел». А она еще долго после его смерти не могла заставить себя разобрать его архивы, перечитать все сценарии и стихи, которые Быков писал, спасаясь от тоски.

Я Бога моего прошу
Простить меня за то,
Что радость я свою ношу
Отдельно, как пальто.
Ее приходится снимать
На время иногда,
Чтоб не испачкать и не смять,
Когда придет беда.
Но чтоб не стать мне дураком,
Пусть даже счастье, пусть.
Ношу под радостью тайком,
Как душегрейку — грусть…

Из сети

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 17 часов

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий