О русском свадебном обряде

размещено в: Русь великая | 0
О русском свадебном обряде
Константин Маковский "Сваха" На полотне мы видим пожилую, опытную сваху, передающую опыт своим молодым товаркам.

Ах, эта свадьба!
Русский свадебный обряд-явление многосложное. Особой стороной стояло исполнение магических действий на благополучие самого обряда.

Традиционно русская свадьба чётко делилась на две части: печальную и радостную. Границей перехода от одного настроения к другому являлся обряд венчания.

Различались три этапа: довенчальный, непосредственно свадебный и послесвадебный. Неотъемлемой частью обряда был свадебный фольклор.

Необходимо отметить то, что в русской обрядовой традиции соответственно хозяйственному укладу,
существовало два основных срока для проведения свадеб: осенью – от Покрова до начала Рождественского поста, Филиппова заговения и зимой от Крещенья до масленичной недели.

Основными действующими лицами начала свадьбы кроме невесты, жениха и их родителей, обязательными участниками были их ближайшие духовные родственники с обеих сторон – крёстные родители, как правило выполнявшие роль сватов и свах, важная роль принадлежала старшему брату невесты, дружка, возглавляющий поезд жениха. Дружкой мог быть женатый старший брат или остроумный и словоохотливый парень из друзей жениха. Обязанности с дружкой разделял тысяцкий – крёстный отец жениха.
Сватовство.
… На утро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом её заводит:
" У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный…
Так начинала сваха у Пушкина предупредительные разговоры о возможности соединить в браке два рода.
Плохим днём этого предприятия считался понедельник.

Сваты (сват или сваха) рано утром или поздно вечером, от любопытных глаз задворками, таясь, проскальзывали к дому невесты, предварительно выполнив у себя дома магические меры: вставали из-за стола с караваем и солонкой, перед выходом, присаживались и сидели некоторое время молча ( посидим на дорожку), вставали молились, отец жениха благословлял сватов и бил их по спине подушкой, а сватья надевала обувь от разных пар.
Чтобы не было отказа, сваха, зайдя в дом невесты, совала руки в печь и произносила: " Печка, печка, дай нам человечка! " 

Свои варежки клала в печурку, отковыривала и брала себе кусочек глины.
– У вас телушка, у нас бычок, нельзя ли их свести вместе? или
– У вас есть грядка, у нас – рассадка. Нельзя ли вашу рассадку на нашу грядку?

Если родители были не против, то приглашали сватов к столу. Сваты всегда садились на длинную лавку, поставленную вдоль выстланных на полу половиков, никогда – на поперечную.

На стол ставился самовар, яичница. Сваты доставали водку и пироги. К столу вызывали невесту. Если девушка пила две чашки чая – это означало, что она согласна, если одну – нет.

Отношение родителей невесты к сватовству было понятно по тону. При положительном решении дела сватам в сани подбрасывали редьку.

В некоторых краях Руси, сваха могла поймать за косу невесту и родители уж тогда не могли ей отказать. Но если невеста воспротивится, век ей жить вековухой.

 

О русском свадебном обряде
М. Шибанов " Свадебный сговор".

Пройдя первый этап, после сватовства в случае предварительного согласия, наступал следующий – Дом смотреть. Через день или несколько мать, отец, брат и крёстные невесты отправлялись в дом жениха и внимательно осматривали всё хозяйство, количество запасов хлеба и скота, орудие труда и прочее.

Если хозяйство устраивало, все отправлялись за стол и устраивали пиршество, во время которого договаривались о богомолье, рукобитие, о смотринах невесты. После смотрин дома жениха свадьба всё ещё могла быть расстроена.

Следующий этап – сговор. Проходил в доме невесты. Обе стороны договаривались каково будет приданное невесты и каковы будут расходы на свадьбу от каждой семьи, кому и какие подарки должны дарить жених и невеста. Решался вопрос о количестве гостей, столов и перемене блюд.

Если сговор состоялся, приступали к следующему важному этапу – богомолье, т.е. обручению жениха и невесты. Здесь представители двух родов знакомились ближе. Все подходили в красный угол и молились Богу. После моления жениха и невесту благословляли иконой и хлебом с солью, их руки соединяли рушником и усаживали рядом. С этого момента их официально нарекали женихом и невестой. Что касается невесты, то выражение её лица становится невесёлым.

Все присутствующие приступали к праздничной трапезе. Рукобитие – древний обряд окончательного закрепления договора между родами. В присутствии всех, выше перечисленных лиц, в этот или через несколько дней отцы били друг друга по рукам обмотанным краем кафтана или платком. Руки протягивали через ненакрытый стол. Девушка с этого момента называлась " сговорёнкой". В качестве согласия на брак она преподносила жениху свой самый лучший платок.

О русском свадебном обряде
С. Грибков " Благословение на свадьбу".

Пропой, запоины невесты – трапеза с хмельными напитками, представлял собой малый и большой запой. В первом принимали участие ближайшие родственники, на второй приглашалась вся родня.

Как только наливали первую рюмку отцу невесты, она начинала причитать, в этом ей помогали подружки, кроме того девушки величали всех гостей и обращались к жениху и невесте по имени и отчеству. Невеста обходила всех гостей и каждому подносила рюмку. Жених на пропой приносил гостинцы для невесты и её подруг.

О русском свадебном обряде
0

Автор публикации

О русском свадебном обряде 825
Комментарии: 1Публикации: 6848Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий