Георгий Вицин
Прощальный монолог
За год до кончины Георгий Михайлович задавался вопросом: «Будут ли вообще воспоминания?» – и все чаще говорил о себе в прошедшем времени. Видимо, чувствовал – сдает здоровье. Вскоре лег в больницу. Тогда и согласился рассказать о себе нашему корреспонденту.
О себе…
— СКАЗАТЬ честно, не любитель я говорить о своей персоне, заявлять… Но к журналистам отношусь спокойно – у них своя работа, и, надо сказать, нелегкая. Я просто живу, то есть – живу просто. Моему браку давно перевалило за 50. Супруга – Тамара Федоровна, дочь Наталья – художница, талантливая девочка.
Жена – моя половина. Когда с человеком долго живешь, с ним срастаешься, все становится общим. Конечно, были у меня и поклонницы, но я старался не реагировать…
Сиюминутные отношения оставляют только неприятный осадок в душе и больше ничего. Противновато. Вот.
А главное в личности – цельность. Нельзя, да и не нужно расточать себя на мелочи. Сокровенное душевное тепло стоит отдавать только очень близкому и дорогому человеку. Оно ему действительно нужно…
Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю – они ведь все такие несчастные, дворняжки…
Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…
О времени…
— МНЕ лично проще жилось в сталинскую эпоху. Может, потому, что молодой был? Я учился бесплатно, отдыхал бесплатно. В школе МХАТа нам давали талоны на питание, платили стипендию, на которую очень даже неплохо можно было жить.
К тому же в молодости легче радоваться жизни… В общем, вспоминаю те времена радужными и светлыми…
А как сегодняшние дни будут вспоминаться – посмотрим… Будут ли вообще воспоминания? Очень жаль, что молодежь теперь сбита, совращена. Страшно.
Я, слава Богу, в своей жизни даже к самым безобидным порокам остался равнодушен – не пью, не курю. Прожил больше восьмидесяти лет без этой дряни и дальше, думаю, уж как-нибудь обойдусь.
О смысле жизни…
— ВРЕМЯ доказало мне, что смысл жизни все же не в деньгах и не в славе. В свое время комедии, в которых снималась троица Вицин, Никулин, Моргунов, принесли государству миллионы рублей, а нам – ошеломляющую известность.
Мы же всегда жили довольно скромно. И теперь я получаю (как бы это выразиться) общечеловеческую пенсию и… все, собственно. Никаких авторских гонораров за исполнение ролей с проката видеокассет и тому подобного – увы! Нормальную жизненную позицию человека вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развить.
По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания – это уже сверх нормы для пожилого человека!
О популярности
«УБИТЬ можно и любовью, и вниманием, и славой. Сколько хороших актёров погибло, когда их начинали выдвигать, популяризировать. Они не выдерживали. Нервная система у актёров слабая. Поэтому я ещё в свои двадцать лет понял, что, если слава подкрадывается, надо спрятаться.
О судьбе
«ВЕРНО ли, что человек предполагает, а Бог располагает? Этому всегда надо верить и не предполагать… зря». «Я не артист, я его брат» В очередях Георгия Михайловича узнавали и всегда пропускали вперёд. «Извините, – отвечал Вицин, – я не артист, а его брат. Так что постою вместе с вами…»
В последние годы жизни любимый всеми актёр жил на весьма скромную пенсию. Но его это, как он сам признавался, абсолютно не огорчало.
«Я много лет проработал, но не воспитал в себе чувства зависти. Меня не волновало, дали мне роль или нет, заплатили на двадцать рублей больше или меньше. Я инстинктивно понимал, что мои коллеги, которые портят себе из-за этого нервы, заблуждаются.
Я знал многих людей, которые из последних сил строили дачи, а вскоре после этого умирали в расцвете лет. Нельзя стараться сделать всё».
Последний путь
Актера не стало 22 октября 2001-го года. После гражданской панихиды в Доме кино траурная процессия отправилась на Ваганьковское кладбище, которое родственники Георгия Вицина выбрали местом его последнего пристанища. Здесь – в храме Воскресения Словущего – актера отпели.
Весь путь от церкви до могилы процессия проделала в безмолвии – лишь печальный звук трубы одинокого музыканта провожал этого скромнейшего человека. Под оружейный салют предали тело земле.
Солдаты, сопровождавшие гроб, затруднялись объяснить необходимость военного караула, но были благодарны родственникам за разрешение помочь.
Вицина похоронили рядом с Михаилом Глузским и Владимиром Ворошиловым. Могильщики сетовали на успевшую промерзнуть землю и мешавших работать зевак, а их начальник, провожая глазами заколоченный гроб, философствовал: «Это не человек уходит, а весь наш мир – с его юмором, героями и традициями.
Молодые уже не поймут, а ведь сколько здесь лежит людей, на которых буквально молилось все наше поколение. При жизни их видеть не довелось, а здесь очень уж не хотелось.
Таких гениев земля редко рождает. Его никто не сможет заменить».
Георгий Михайлович создавал на экране невероятно забавные, уморительные образы, полюбившиеся миллионам советских телезрителей, в то время как сам был человеком серьёзным, очень ответственным и добрым, интеллектуалом, увлекающимся литературой, скульптурой и живописью, практикующим йогу и ведущим правильный образ жизни, убеждённым трезвенником.
К искусству мальчика приобщила мама. После смерти отца они жили вдвоём, женщина сменила множество различных профессий, пытаясь выбраться из бедности, потом стала работать билетёршей в Колонном зале Дома Союзов.
Здесь ей стали давать семейные путёвки в хорошие санатории, продуктовые пайки, а главное – она часто брала сына с собой «дежурить», пристраивала его на свободных местах в зрительном зале, и Гоша «приобщался».
ГЕОРГИЙ ВИЦИН О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
Несмотря на свою бешеную популярность, он всегда жил скромно. Вицин говорил: — Время доказало мне, что смысл жизни все же не в деньгах и не в славе…
Нормальную жизненную позицию человека вижу в терпении. Это главное, что в себе нужно развить. По-моему, пока жив, очень легко быть счастливым
. А когда есть собака, жена, дочь и добрые воспоминания — это уже сверх нормы для пожилого человека!» Многие Георгия Михайловича странным считали…
Наверное, из-за редкостной скромности — ему всегда всего хватало. Сам же мимо чужой беды никогда пройти не мог.
Вот и бомжей подкармливал. Они его ждали каждое утро, а если видел из окна, что кто-то копошится возле мусорных баков, выносил горячие сосиски, хлеб и несколько десятирублевок. Когда благодарили, говорил: «Идите с миром».
Всех животных бездомных кормил и судьбу их устраивал: сдавал в арбатский зоомагазин, где их бесплатно отдавали в хорошие руки. Причем всегда вместе с котятами давал пакет молока.
— Если бы я не стал артистом, я бы стал натуралистом — люблю растения, птиц, особенно животных.
Помните у Зощенко: «Животная — это не человек, на нее положиться можно». Они не суетятся, не делают друг другу пакостей, а преданно ждут… И если убивают, то лишь когда есть нечего. А люди — просто так.
— Георгий Михайлович, что такое знает старость, что недоступно молодости?
— Что не надо из кожи вон лезть… Делай что умеешь, и все.
— Какие годы были для вас самыми счастливыми?
— Все. Я счастливый человек. …
— А мечта у вас есть?
— Чтобы люди подкармливали животных. …
— Знаете, в последние годы в городах стало тесно от бродячих собак, которых Вы жалеете.
— Это люди виноваты, не могут обустроить
Как — то Георгий Вицин нашел на снегу умирающую собаку.
— У нее даже шерсть вся повылезала оттого, что ела что попало, а сейчас, слава Богу, — здоровая и веселая псина, — рассказывал он.
И Лай (так назвали бродяжку) стал Вицину другом. Он водит артиста на прогулку.
Кроме «двортерьера», в крошечной квартирке Вициных жили два попугая и божья коровка, спасенная из лужи. Были у него и свои три собаки — «девочки», которых он держал в коридоре перед квартирой.
Но однажды в лютый мороз увидел пса, лежавшего на люке теплоцентрали. Покормил, а потом, вернувшись домой, сказал: «Надо взять собачку, а то за ночь замерзнет».
Животное вначале было злобное — никого к себе не подпускало, но Вицин Лая отогрел, и тот стал совсем ручным.
Выходя на улицу, он надевал серый плащик, надвигал на глаза кепочку и старался слиться с толпой. Ходит байка, что однажды его узнали в очереди, стали уступать место.
«Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал обманывать людей актер. «Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!»
Георгий Михайлович Вицин изучал труды Овидия, Горация, Плутония, Петрарки. Увлекался астрономией и каждый вечер смотрел со своего балкона на Арбате в телескоп.
Серьезно занимался йогой, был вегетарианцем. Жил скромно. А на еду и корм для собак и голубей, которых он обожал, Вицину хватало. Животных любил безумно, любил даже тараканов, никогда их не уничтожал.
Он увлекался живописью и портретной скульптурой. Дочь Наталью направил по художественной линии. Гордился, что она создавала киноплакаты к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Ирония судьбы, или С легким паром!», ко многим зарубежным картинам.
Говорят когда его хоронили, то все бродячие собаки и птицы, которых он кормил, вместе с людской толпой вышли проводить его в последний путь.
Фразы Г.М.Вицина:
«Утром просыпаешься, еще глазки не открыл и говоришь себе: я спокоен, весел, счастлив».
«Врачи утверждают, что смех продлевает жизнь. Не знаю, как жизнь, а молодость точно.
Я мог бы играть и серьёзные, слезоточивые роли, но меня это не устраивало. Зачем травить себя и других? Лучше уж посмешить людей и себя отвлечь от серьёзных мыслей. Комедия и естественнее, и нужнее людям. Юмор очень надёжно оберегает от опрометчивых поступков. Смеяться — это естественная потребность человека… нормального человека. А отсутствие чувства юмора — это болезнь… ненормального человека».
«Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный. Всегда подставлю другую щёку и драться не буду… Просто потому, что это христианское мудрое правило.
Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю — они ведь все такие несчастные, дворняжки… Я не взрывной. Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь…»
«Человек, как муравей, все время должен быть в движении».
Он очень любил свободу и тишину и часто шутил: «Я могу жить в бочке, как Диоген».
«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на всякую муру».
«Собаки, они как лекарство: они лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После восьмидесяти всем надо иметь собаку. Она спасёт вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов.
Из сети
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.