Творчество Достоевского принадлежит к вершинным явлениям духовной культуры человечества. Толстой и Достоевский, по словам Горького, потрясли весь мир и обратили на Россию изумленное внимание всей Европы.
Художественный мир Достоевского трагичен, на первый взгляд даже мрачен. Но, изображая беспредельные физические и душевные страдания на Земле, «пропитанной срезами от коры до центра», Достоевский искал пути преодоления зла, считал, что такая борьба в силах человеческих. Именно поэтому у Достоевского не может быть ни равнодушных, ни пассивных читателей. Все они оказываются властно вовлеченными в тот круг «роковых» проблем, жгучая актуальность которых со времен Ф.М. Достоевского стала еще острее и очевиднее.
Его прозвали настоящим «психологом пера», исследователем человеческого сердца за то, что он сопереживал всем своим героям.
Светлая память великому Мастеру..
«Это был не только апостол, …это был пророк, это был всему доброму учитель, эта была наша общественная совесть» (из письма П.М.Третьянова И.И.Крамскому)
ВЕЛИКИЙ РЕВНИВЕЦ ..
Шкафы во всех комнатах он проверял уже час. Анна вздохнула. В глазах Фёдора Михайловича зажегся уже хорошо известный ей огонёк, предвестник большой семейной бури. Никогда нельзя было знать наверняка, отчего это начинается. За те годы, что они были вместе, Достоевский не раз превращался в настоящего Отелло.
Над ревнивыми мужьями в обществе было принято смеяться. Дескать, достойный и уважаемый человек не станет поддаваться такому нелепому чувству. Это удел совсем недалеких натур. В «Войне и мире», например, Толстой с усмешкой описывает ревность замужней Наташи Ростовой: «Её ревность — она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине, были предметом шуток…её близких».
Человек «из общества» должен был уметь сохранять лицо в любой ситуации. Однако Федор Михайлович Достоевский был человеком вспыльчивым, горячим и увлекающимся. И с этими качествами никак не мог совладать! Неудивительно: первый брак писателя совершенно не удался. 6 февраля 1857 года он женился на красивой блондинке французского происхождения, Марии Констант.
Эта молодая женщина была вдовой, а предложение Достоевского она приняла не сразу. Дело в том, что куда больше по сердцу Марии был учитель Николай Вергунов. Достоевский об этом знал, и — конечно же! — ревновал, о чём писал своему другу, барону Александру Врангелю.
Брак продлился семь лет. На самом же деле – совсем немного. Очень скоро супруги Достоевские начали жить порознь. И за границу в 1862 году Фёдор Михайлович поехал без жены. Разлад? Всякое бывало. Говорили, что Мария все ещё отличала Вергунова, а в писателе закономерно проснулся Отелло. «Мы не жили с ней счастливо, — говорил впоследствии Достоевский, — но это самая честнейшая женщина из всех». Так, может быть, учитель не виноват? И дело только в характере Фёдора Михайловича?
Мария Констант-Достоевская умерла в 1864 году, детей в этом союзе не было. И писатель был готов тотчас жениться снова: на своей возлюбленной, Апполинарии Сусловой.
Эти отношения бросали Достоевского то в жар, то в холод — было место и счастью, и ревности. Апполлинария требовала, чтобы писатель бросил жену, а когда той не стало… отказалась разделить жизнь с Достоевским. Она уже симпатизировала другому. А писатель опять испытал все чувства Отелло.
Двумя годами позже судьба свела Достоевского с Анной Сниткиной. Ему срочно требовалось надиктовать роман стенографистке – он не успевал по срокам, а издатель подгонял его. Их сотрудничество длилось 26 дней, Анна отлично справилась с работой. А вскоре получила от писателя предложение руки и сердца. Ей было 20, жениху – почти 46. Поженились они в феврале 1867 года.
И Анна Достоевская скоро узнала, насколько непрост характер у её мужа. Он мог внезапно, без всякой видимой причины, проверять шкафы, буфеты и комнаты. Иногда поднимался среди ночи, чтобы проверить – нет ли кого в гостиной. Случалось, что Достоевского несколько дней подряд терзала ревность, а затем отступала на много месяцев. Душевное состояние писателя и в прежние годы вызывало вопросы, но со временем некоторые качества стали заметнее.
Молодой супруге писателя не разрешалось носить ярких платьев. Анна должна была выглядеть скромно, непривлекательно. Улыбаться другим мужчинам – ни в коем случае. Макияж – ни за что. «Приятельницы мои уверяли меня, что я страшно состарилась за эти четыре года, и упрекали, зачем я не обращаю внимания на свою внешность», — признавалась Анна.
Да она и не могла иначе! Не провоцировать же новую семейную бурю! Возможно, по этой причине в произведениях Достоевского появляется тема ревности: в «Вечном муже», «Идиоте», в «Братьях Карамазовых». Как говорится — знал, практиковал. Невеселый факт: однажды писатель сорвал с шеи жены новый кулон, который прежде не видел – предположил, что это подарок от кавалера…
Удивительно устроено русское сердце, столь велика в нем жажда встречи с родной душой, столь неистребима вера в возможность такой встречи, что готова она распахнуться бескорыстно перед каждым, довериться любому, веруя свято, что каждый и всякий сам способен на столь же беззаветную открытость.
Готовое вместить в себя все души мира как родные, понять их, братски сострадать ближнему и дальнему — до всего-то есть ему дело, всему-то и каждому найдется в нем место.
И как бы ни велики или безбрежны казались обиды его или оскорбление, всегда останется в нем место для прощения, словно есть в нем некий тайный, недоступный никому уголок и теплится в нем свет неугасимый.
Федор Михайлович Достоевский.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.