10 мая 1924 года — 95 лет назад — родилась Юлия ДРУНИНА, поэтесса Автор строк «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», — не понаслышке знала, о чем пишет.
Белокурая семнадцатилетняя девочка, похожая на Любовь Орлову, с детства считала кумиром кавалерист-девицу Надежду Дурову. Когда началась война, Юлия ушла на фронт. Выжила после ранения, получила орден Красной Звезды.
Но страшнее тягот и лишений для нее оказалась перестройка. Поэтесса покончила с собой в девяностые, будучи не в силах «оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире»
Юлия Владимировна Друнина родилась в Москве в семье учителя. Детство ее прошло в центре столицы, где она училась в школе, где работал отец. Юлия с детства очень любила читать и не сомневалась, что будет литератором. Уже в 11 лет она начала писать стихи.
Однако война внесла свои коррективы и поступить в литературный институт сразу после окончания школы Друниной не удалось, потому что в первые дни войны она ушла добровольцем на фронт и до конца войны служила батальонным санитарным инструктором.
Лишь спустя почти десять лет, в мирном 1952 году, Друнина окончила Литературный институт имени A.M. Горького. В институте Друнина встретила своего первого мужа Николая Старшинова. Тоже поэта и тоже инвалида.
Но главным мужчиной ее жизни стал все-таки не Старшинов, а киносценарист Николай Каплер, человек, которого многие из нас помнят как ведущего передачи «Кинопанорама». Друнина и Каплер ради своей любви изменили свою налаженную жизнь. Алексей Каплер ушел из семьи. Юлия рассталась с мужем. Говорили, что Каплер снял с Друниной кирзовые сапоги и надел на нее хрустальные башмачки.
Они любили бывать в Крыму. В мае, в сезон цветения маков, обязательно приезжали в Коктебель и подолгу ходили вместе. — Куры, яблони, белые хаты — старый Крым на деревню похож, — писала Друнина. Она посвятила Крыму немало стихотворений. Каплер ушел раньше нее. Она похоронила его на кладбище в Старом Крыму.
В перестройку Юлия Друнина пошла в депутаты. Она не могла терпеть то, что происходило с нашей страной в то время, как ее делили, как забыли о ветеранах.
…Она планировала свой уход долго и тщательно. Всем родным оставила записки с указанием, что делать. Кому-то из друзей даже звонила накануне, говорила, сколько цветов нужно принести. Подруге оставила указание, чтобы урну с ее прахом похоронили рядом с мужем. Когда он умер 12 лет назад, она уже знала, что будет лежать с ним. И на могильном камне оставила место для себя…
… В Старом Крыму могильный камень с портретами Друниной и Каплера лежит под раскидистым деревом. или даже двумя деревьями… Трудно понять: два ствола соединяются в единое целое у самой земли и уходят в нее. Как символ любви.
ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ
На кладбище Старого Крыма есть могила, где похоронены Алексей Каплер и Юлия Друнина. Каплер 11 сентября 1979 года, а его жена, Юлия Друнина, через двенадцать лет была похоронена рядом…
Старый Крым — последняя обитель.
Чёрный камень — всё как в страшном сне…
Не судите, люди, не судите:
Здесь лежать положено и мне…
Из воспоминаний Эльдара Рязанова: «Когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…» «Между ними было 20 лет разницы. У него за плечами – скандальный роман с дочерью Сталина и 10 лет лагерей, у Юли Друниной – фронт. А впереди у них, как награда, – почти четверть века любви…»
Об истории отношений Алексея Каплера с дочерью Сталина и о том, что из этой истории получилось, писали многие… Мы не будем длинно цитировать, но для того, чтобы читатель был в курсе, обрисуем легкими штрихами ситуацию…
К концу тридцатых годов Каплер был признанным сценаристом, написавшим сценарий к фильму «Ленин в Октябре», который весьма впечатлил Сталина… В результате появления этого эпохального проекта, сценариста Алексея Каплера, режиссера Михаила Ромма и исполнителя главной роли Бориса Щукина наградили орденами Ленина. Спустя четыре года дали еще и Сталинскую премию…
Но такая «обласканность» вождем не уберегла Каплера от крутого поворота в судьбе… Пропуская дальнейшие обстоятельства места и времени, сообщим следующее: дочь Сталина Светлана, которой не было и 17 лет по уши влюбилась в 40-летнего Алексея Каплера…
Узнавший о зарождающемся большом чувстве отец был крайне разгневан, и… Алексей Каплер за такую неуместную дерзость, а, может, и досадную опрометчивость, оказался на десять лет в Воркуте. Реабилитировали его лишь в 1954-м, после того, как «вождь всех времен и народов» отправился в места, соответствующие состоянию его души…
«В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно, экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами — коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства.
Из стихов моих сразу, как ветром, выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам.»
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Когда читаешь о всех тяготах войны, которые ей пришлось вынести, невольно думаешь: что это была за девушка? Ни трусости, ни слабости, ни желания спрятаться, отсидеться, пристроиться…
Её всё время пытались уберечь от фронта, а она все время изыскивала возможности, чтобы быть на передовой…
До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! — Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Через испытанное и пережитое на войне Юлия Друнина еще долго смотрела на жизнь… Военная тематика стала основой её творчества, стихи были мощными и мужественными, хотя сама она была маленькой, хрупкой и женственной…
Однажды, во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?». Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».
И только встреча с Алексеем Каплером вытеснила военную тематику из творчества Юлии Друниной.
Ты — рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.
Ты — рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!
Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, говорят, было очень счастливым… В этот период жизни Юлия посвятила любимому человеку, их любви, их совместному миру огромное количество стихов, как будто Алексей Каплер полностью заполнил её ум и сердце…
А я для вас неуязвима,
Болезни, Годы,
Даже смерть.
Все камни — мимо,
Пули — мимо,
Не утонуть мне,
Не сгореть.
Все это потому,
Что рядом
Стоит и бережет меня
Твоя любовь — моя ограда,
Моя защитная броня.
И мне другой брони не нужно,
И праздник — каждый будний день.
Но без тебя я безоружна
И беззащитна, как мишень.
Тогда мне никуда не деться:
Все камни — в сердце,
Пули — в сердце…
Смерть Каплера 11 сентября 1979 года стала для Друниной утратой, боль от которой не проходит со временем… Другой невосполнимой утратой стала постперестроечная девальвация ценностей, за которые она готова была отдать жизнь 17-летней девчонкой…
В 1991 году её мироощущение выразилось в словах: «По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…» Но тыл, который создавал для неё любимый человек, уже исчез безвозвратно… Последнее стихотворение Юлии Друниной стало символом разрушенной страны и трагического завершения её собственной жизни.
Покрывается сердце инеем —
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока —
Я таких не встречала глаз.
Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж, крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, — за избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Из сети
…Все было тщательно подготовлено. Заранее составлен посмертный сборник стихов. Написаны многочисленные записки близким, друзьям, в милицию. В стороне от дома был гараж, где стояла ее машина. Она захлопнула дверь в гараж, села в машину, приняла большую дозу снотворного и включила двигатель…
О чем ей думалось в полузабытьи, на грани между жизнью и смертью? Может быть, о том, что если Бог есть, он поймет ее…
Юлия Друнина покончила с собой на даче в Красной Пахре осенью 1991 года. Красавица, умница, в прошлом жена кинодраматурга с мировым именем ведущего «Кинопанорамы» Алексея Каплера.
Знаменитая советская поэтесса. Ее книги издавались огромными тиражами и переводились на множество иностранных языков. Поэт или писатель талантлив тогда, когда в любом состоянии духа, в любом возрасте, в любой жизненной ситуации человек может найти в его книгах то, на что душа его откликнется, что-то, что окажется близким.
Стихи Юлии Друниной именно такие. Иногда резкие, не по-женски жесткие, иногда лиричные, полные светлой романтики и великолепной простоты. И еще – искренности…
Документальный фильм «Последняя осень Юлии Друниной», телеканал История, 2016
Был ли этот шаг закономерным в ее непростой жизни? Что побудило женщину совершить самоубийство? Версий несколько. Говорили, виноват посттравматический синдром, характерный для бывших фронтовиков. Вчерашняя школьница из интеллигентной семьи ушла на фронт санитаркой, неоднократно была ранена, прошла все тяготы Великой Отечественной.
Личная жизнь Друниной тоже складывалась непросто. Была в ней необыкновенная любовь к знаменитому сценаристу и телеведущему Алексею Каплеру. Но Каплер ушел из жизни раньше, оставив Друнину в ничем не заполняемом одиночестве.
Есть и еще одна версия — Друнина не пережила развал страны, за которую воевала. Именно поэтому дата ее ухода из жизни совпала с трудными для страны временами — осенью 1991 года.
В фильме принимают участие: кинорежиссер Станислав Говорухин, артисты Элина Быстрицкая, Марина Зудина, Людмила Поргина, Николай Караченцов, поэты Константин Ваншенкин и Римма Казакова.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.