Юрий Владимирович Никулин

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0
Ю́рий Влади́мирович Нику́лин — советский и российский артист цирка, цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий, директор цирка на Цветном бульваре. Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Кавалер двух орденов Ленина. Участник Великой Отечественной войны. Википедия
Родился: 18 декабря 1921 г., Демидов, РСФСР
Умер: 21 августа 1997 г. (75 лет), Москва, Россия

Из блиц-интервью у Юрия Никулина (в — Валерий Перевозчиков, журналист. О- оппонент, Юрий Никулин)

в: Что вы цените в людях?
о: Честность и доброту.

в: Чего не любите?
о: Не люблю жадность, ложь и подлость.

в: Какие недостатки вы склонны прощать?
о: В известных ситуациях, наверное, все можно простить.

в: А не прощаете?
о: Я не могу простить только измену.

в: Есть ли у вас любимое занятие?
о: Да. Я люблю жить.

в: А развлечение?
о: На первом месте — чтение. А еще я люблю слушать и рассказывать анекдоты.

в: Что вы цените в мужчинах и женщинах?
о: В мужчинах — мужественность, в женщинах — женственность. Это безо всяких комментариев.

в: Ваше отношение к семье?
о: Положительное. Какой бы она ни была — удачной или неудачной, — все равно это продолжение жизни на земле.

в: Что такое счастье?
о: Лучше всего об этом сказал Назым Хикмет: «Счастье — это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером — домой».

в: А несчастье?
о: Очень широкий вопрос. Каждый по-своему понимает, что такое несчастье. Для меня сейчас — это потеря близких людей.

в: Вы были счастливы?
о: Я считаю, что да. И много раз. Вообще, я человек неприхотливый, мне очень мало нужно для счастья. Недавно на улице одна женщина кричала: «Какое счастье! Я купила копченой колбасы по десять рублей!» У нее на лице было настоящее счастье! И я был счастлив, глядя на нее. Вы знаете, у меня своя собственная концепция счастья. Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы.

в: Вы верите в судьбу?
о: Да.

в: А что такое судьба?
о: Для меня это такая ситуация: по одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И все-таки они не встречаются. А знаете, почему? Не судьба!

в: Историческое событие, которое оказало на вас наибольшее влияние.
о: Мне недавно исполнилось 70 лет, и когда я окидываю взглядом, что я пережил и чему был свидетелем, — столько всяких исторических событий произошло! Но наибольшее влияние — это, конечно, война. Хуже этого ничего нет.

в: В какой исторической эпохе вы хотели бы жить?
о: Я хочу жить здесь и сейчас.

в: Главная черта вашего характера?
о: Мне трудно судить. Я буду счастлив, если обо мне потом скажут: он был добрый человек. Это не значит, что я всегда добрый. Но доброта — на первом месте.

Впервые увидев себя на экране, я остолбенел. «Неужели я такой?» — поразился я. Не считая себя красавцем, я, в общем-то, думал, что выгляжу нормальным человеком, а тут на экране полный кретин с гнусавым голосом, со скверной дикцией.

Когда я стал ухаживать за своей будущей женой, она гордо объявила близким: «Познакомилась с артистом». Все просветлели: «А из какого театра?»— «Он в цирке работает. Клоуном.»

До пятидесяти лет я жил в коммуналке. Никуда не писал и ничего не просил, потому что четверть цирковых артистов даже прописки не имели. А у нас все-таки было целых две комнаты: на меня, жену, сына и маму жены.

Гастролируя в одной из зарубежных стран, мы попали на прием в советское посольство. После приема посол, взяв меня под руку, привел к себе в кабинет.

«Сейчас что-то покажу, — сказал он, открыл сейф и вытащил оттуда коробку с пленкой: — Это ваш „Пес Барбос".

Держу его в сейфе, чтобы подольше сохранился. По праздникам смотрим его всем посольством. А главное — показываем иностранцам перед началом деловых переговоров. Они хохочут, и после этого с ними легче договориться».

Мне приходили письма с самыми невероятными адресами. «Москва, самый Большой Театр. Никулину», «Москва. Кремль. Никулину».

А был и такой адрес: «Почтальон, передайте это письмо артисту Никулину, который играл во многих кинах». И все эти письма дошли до адресата.

Я не забуду, когда в Москву приезжал Марсель Марсо. После выступления у него — такого усталого — все брали автографы.

И даже корреспондент спросил: «Скажите, месье Марсо, это, наверное, ужасно? Вы такой усталый, весь мокрый, а вам приходится еще давать автографы!» Он ответил: «Да, вы знаете, это тяжело и не так уж приятно, но было бы гораздо хуже, если бы автографы не просили». Мне это понравилось.

Счастье — это очень просто. Я утром встаю. Мы с женой пьем кофе. Завтракаем. И я иду на работу в цирк. Потом я работаю в цирке. Вечером возвращаюсь домой. Мы с женой ужинаем. Пьем чай. И я иду спать.

~ Юрий Никулин

Из сети

Алексей Герман про Юрия Никулина.

«Как–то проезжая по Приморскому шоссе, Юрий Владимирович показал на скособоченный многоверандный трехэтажный дом: «Здесь перед войной была казарма, нас здесь муштровали».

Он служил под Сестрорецком в артиллерии. А однажды он показал фотографию своей батареи и всех называл по именам: «Этот — капитан… этот — наводчик… этот там–то погиб… этот тогда–то…» Не сомневаюсь, что с теми, кто остался в живых, он регулярно перезванивался до самой своей смерти.

Еще помню его рассказ, который меня поразил. В 1941 году, когда их батарея стояла где–то в районе Лисьего носа, все ослепли от голода.

Такое бывает при крайнем истощении и авитаминозе и называется «куриная слепота». Не знаю, может быть, это была не полная слепота, когда перед глазами черно, но они практически ничего не видели.

Все слепые рядом с огромными пушками. На каждый расчет — а это восемь-десять человек, не меньше — выдали по одному зрячему.

И зрячий отводил слепых на позиции. Я представляю, что они шли, как на картине Брейгеля. Зрячий наводил пушку, а остальные подтаскивали снаряды, заряжали на ощупь… Для меня в этом остался незабываемый трагический и ужасный образ России в той войне…

Ведь известно, что многие артисты боятся играть с животными или детьми — очень трудно быть такими же естественными.

Так же трудно было рядом с Юрием Владимировичем. И при том, что он ничего не умел, абсолютно ничего, он мог уделать любого партнера, потому что ничего не наигрывал.

Рядом с ним крути, верти, мастери, вот такие глаза делай, сякие — все равно будешь ненастоящий. А он настоящий. Вот и весь фокус.

Я ненавижу артистов, которые вынимают к случаю нужное выражение лица из каждого своего кармана. В этом смысле Юрий Владимирович был для меня находкой. До «Двадцати дней без войны» он играл замечательные роли, но другие, а здесь он играл интеллигента, которым и был на самом деле.

У Константина Симонова о Лопахине так и написано: человек, похожий на клоуна, на продавца шерсти в Монголии; человек в сапогах со слишком широкими голенищами, очкарик, сутулый; человек, который должен был служить не в эту войну, а в первую мировую (то есть немолодой); неудачник, от которого ушла жена и которому стало легче, когда началась война, потому что он соединился с народом, а прежде он чего-то главного в жизни не понимал. В моем представлении, портретно был написан именно Никулин.

И потом в нем действительно было что-то военное. Не хочется называть фамилии актеров. Но даже среди самых выдающихся есть такие, на которых, если надеть военную форму, все будет как влитое — и китель подогнан, и фуражка на месте, и сам статный, — а военным, то есть человеком воевавшим, никогда выглядеть не будет. Все окажется фальшиво, как человека ни одень.

А на Никулине военная форма сидела, как на солдате, прошедшем войну. Я видел, как он разговаривал с фронтовиками на одном им понятном языке.

И у Юрия Владимировича никогда не было этакого актерского жирка, ведь даже у хорошо тренированного артиста есть свой жирок, по которому его мгновенно отличишь в толпе.»

Из сети

Распрощался с манежем ровно в 60 лет. Говорил: «Поседел, а над старым клоуном не будут смеяться. Будут жалеть!»

Юрий Никулин умер в 75 лет. Владимир Винокур рассказывал, что, будучи в больнице, Никулин шутил: «Мальчик, я просто прилег отдохнуть! Скоро выйду!»

Хотя врачи и близкие понимали: сердце уже слабое. Да и он понимал. Просто не хотел никого беспокоить.

В 2007 году я снова оказался в его кабинете (там и сейчас все по-прежнему), а позже и дома, на Большой Бронной улице – дважды мы встречались со вдовой Никулина Татьяной Николаевной.

Она курила и вспоминала. И вдруг призналась: – Знаете, для меня его увлечение анекдотами было тяжелым испытанием!

Вот представьте: Юра узнавал новый анекдот и дома рассказывал его мне. Затем – сыну. Затем – нашему соседу по дому Ростиславу Плятту.

Потом к нам приходили люди – и он начинал все сначала. Позже мы оказывались в какой-нибудь компании – он рассказывал этот анекдот там. И каждый раз я должна была смеяться. Не сидеть же с мрачным лицом!

Но была у нас с Юрой и общая страсть – кроссворды. Частенько перед сном мы садились с ним вдвоем и разгадывали. Таким образом ум свой тренировали.

– Как-то в 1960-х отмечали мы 7 ноября, – вcпоминала Татьяна Николаевна.

– Юра со своим другом, режиcceром Илюшей Гутманом вышли на улицу. Долго их не было, мы уже волноваться начали. Вдруг дверь открывается, они стоят на пороге, а в руках – охапки красных флагов. «Девочка, это тебе вместо цветов!» – радостно провозглашает Юра.

Оказывается, они шли по переулку и снимали с домов флаги. Я похолодела от ужаса. Говорю: «Сволочи, немедленно идите и вешайте все обратно! Посадят же нас всех…» Пришлось им все возвращать на место.

Супруги Никулины прожили вместе 47 лет. За все годы если и были разногласия, то редко. Например, Юрий Владимирович не разрешал супруге сниматься в кино. Татьяна Никулина сыграла эпизоды в «Бриллиантовой руке» (руководитель туристической группы) и в фильме «Когда деревья были большими» (спутница в поезде). Но когда Эльдар Рязанов пригласил ее на пробы в «Гусарскую балладу» (на главную роль!), Юрий Владимирович жену не пустил.

– Он не хотел, чтобы я от него куда-нибудь уезжала, – объясняла Татьяна Николаевна.

– Меня задевало, что Юра против моей работы в кино. Но мне было важнее оставаться с ним. Пришлось выбирать.

Последний раз я общался с Татьяной Никулиной за два года до ее ухода из жизни. Она так и не смирилась с мыслью, что мужа больше нет: «Юрка уехал на гастроли, а я жду».

Ничего не меняла в доме после его смерти. Даже тапочки Юрия Владимировича лeжали в приxожей на полочке. Словно он и правда вoт-вот вeрнется.

© Олег Перанов.

Юрий Никулин у своей «Волги» ГАЗ-22. СССР. 1965 год. Юрий Никулин впервые попробовал себя в роли водителя уже сорокалетним, причем без особого энтузиазма. Езда давалась ему нелегко. На одном из первых занятий он чуть не задавил дворника. Обошлось, к счастью, сломанной метлой. Ездить великий актер все же научился. А вскоре у него появился и первый автомобиль — универсал Волга ГАЗ-22. В свободную продажу такие машины не поступали, поэтому частных Волг-универсалов в стране были единицы, только у особенных людей. Никулин позднее писал, что машину предложили цирку, но интереса она не вызвала, а он, подзаняв денег, — купил.
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
avatar

Автор публикации

не в сети 4 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий