Алла Дмитриевна Ларионова

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0
А́лла Дми́триевна Ларио́нова — советская и российская актриса, народная артистка РСФСР. Супруга актёра, народного артиста РСФСР Николая Рыбникова. Википедия
Родилась: 19 февраля 1931 г., Москва, СССР
Умерла: 25 апреля 2000 г. (69 лет), Москва, Россия
К 90 летию АЛЛЫ ЛАРИОНОВОЙ…
Матушка-природа не поскупилась и одарила ее по высшему разряду. У нее была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы — но роскошная грива, не губы — но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией. Чего нельзя сказать о представителях сильного пола, которые при малейшем взмахе ресниц кинодивы, опережая друг друга, укладывались у ее ножек. Сама собой напрашивалась мысль о том, что такая женщина должна жить как в сказке.
 

Начало жизни Аллы Ларионовой и было похоже на сказочную историю Золушки. Когда она училась в восьмом классе одной из московских школ, Аллочку остановила на улице женщина: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» «Конечно», — ответила Алла, хотя с детских лет мечтала о другом — стать… дворником. Нравились ей грозные и величавые люди в белых фартуках, которые встают рано и метут улицы.

Фотографии Ларионовой, тогда еще пухленькой девчонки с косичками и конопушками, попали в актерский отдел «Мосфильма». Так Алла начала сниматься в массовках. По словам актрисы, именно это и повлияло на ее решение поступать во ВГИК. Попала она на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Строгий Герасимов поначалу вовсе не хотел принимать Ларионову. «Ну что в ней такого? Она же страшненькая, рот, как у жабы, глаза — огромные. Ничего из нее не получится!»

Но заступилась за будущую актрису Макарова: «Да ты посмотри! Какая она пригоженькая, аккуратненькая, прелесть просто!»

Еще студенткой Аллу Ларионову пригласил на роль Любавы в фильме «Садко» режиссер Александр Птушко. Несмотря на запрет руководителя курса, она все же согласилась на съемки.

Фильм стал для Ларионовой роковым. После выхода на экраны «Садко» Алла Дмитриевна проснулась не просто знаменитостью, а настоящей звездой.

В Венеции, где кинокартина получила «Серебряного льва» (первое место в тот год никому не присудили), Ларионова произвела настоящий фурор.

«Солнце Венеции в волосах у Аллы», — писала зарубежная пресса об актрисе. У гостиницы Ларионову караулили многочисленные поклонники и журналисты, мировые знаменитости не давали ей проходу с заманчивыми предложениями о работе.

А она сидела в своем номере в казенном платьице, которое выдало ей для поездки Министерство культуры СССР, и плакала потому, что увидела на ногах горничной красивые тонкие белые чулочки, о которых мечтала с детства.
 
Позже, уже дома, в аэропорту Ларионова узнала, что утверждена на роль в фильме «Анна на шее» с Михаилом Жаровым и Александром Вертинским в главных ролях.
 
На первом курсе ВГИКа Ларионова познакомилась со студентом Николаем Рыбниковым. Поначалу он ей очень понравился, но позже Алла увлеклась другим своим сокурсником. С ним она гуляла московскими вечерами, от него принимала цветы и объяснения в любви.
 
Рыбников неистовствовал. Очевидцы вспоминают, как он в общежитии института даже пытался повеситься от ревности. Его ухаживания еще долго оставались безответными.
 
После фильма «Садко» Алла увлеклась актером Иваном Переверзевым, который из-за молодой красавицы оставил супругу с детьми. Но вместе они прожили недолго. Не вытерпев постоянных измен гражданского мужа, Ларионова уходит от него.
 
И тут снова в ее жизни появляется Рыбников. Он задаривает ее цветами, делает бесконечные предложения о замужестве. И в 1957 году Алла Дмитриевна все же выходит замуж за настырного Николая. Вместе они прожили в любви и согласии тридцать лет и три года и воспитали двух дочерей.
 
Рыбников был очень ревнивым человеком. Однажды на вечеринке пылкий поклонник встал перед Ларионовой на колени и начал объясняться в любви. Ворвавшийся в этот момент Рыбников залепил наглецу оплеуху и вылетел из квартиры. В таких случаях первой на примирение всегда шла Алла Дмитриевна.
 

Задевало Рыбникова и то, как ухаживал за его любимой Александр Вертинский. Каждую неделю он присылал «чаровнице» корзины белой сирени, а однажды подарил фотографию с надписью: «Помните, что вы обречены… И поэтому не разжалобливайте себя мыслями об одиночестве. Актер — всегда один… Но зато он Бог! А Боги всегда одиноки».

Рассказывают, когда актриса оказалась никому не нужной, в минуты одиночества и бедности предприимчивые дельцы предлагали ей за этот автограф Вертинского десять тысяч долларов.

Но Ларионова отказалась. После фильма «Анна на шее» Алла Ларионова много ездила по миру — ее часто включали в официальные делегации.

Чарли Чаплин предлагал актрисе роль в своем фильме, но советские начальники на все подобные предложения отвечали: «Она у нас одна. У нее расписаны все съемки на пятнадцать лет вперед. Не отпустим!» Конечно, на деле все выглядело далеко не так радужно.

Тем не менее Ларионова была настоящей патриоткой, резко парируя наскоки журналистов. Как-то ее спросили: «Умеют ли ценить такую звезду, как вы, в СССР? Дарят ли драгоценности? Например, Бартон подарил Элизабет Тейлор колье за один миллион триста тысяч долларов»… Алла Дмитриевна тут же показала колечко, которое стоило пятьсот рублей, и сказала: мол, супруг ей купил это кольцо за полмиллиона долларов.

Но однажды Ларионова попала впросак. «Сколько звезды вашего ранга получают в СССР?» — спросили ее американские журналисты на пресс-конференции. «Пятьсот долларов», — не задумываясь, соврала актриса. После этого к ней подошел организатор поездки: «Никогда не называйте такой суммы. У меня горничная получает в три раза больше».

А для Аллы Дмитриевны эта сумма — в пятьсот долларов — казалась нереальной. Несмотря на свою красоту и огромную популярность, актриса до конца жизни оставалась скромным человеком.

Ее звездными замашками можно было назвать разве что две привычки: всю жизнь она предпочитала курить «Мальборо» и лихачить на автомобилях.

После смерти мужа в 90-м году она, так и не сумев привыкнуть к горю, съезжает с их пятикомнатной квартиры в небольшую двухкомнатную.
 
Уже вовсе не снимается и общается только с журналистами, которые вспоминали актрису только по круглым датам. Свою пенсию в 500 рублей вкладывала в скромный домик на Истре. А жила за счет своего огорода…
 
Алена Рыбникова о своих знаменитых родителях: — БЛАГОДАРЯ ролям в кино многим поклонникам Рыбникова и Ларионовой казалось, что отец в жизни был спокойным и уравновешенным, а мама — эмоциональной, взрывной. На самом деле все было с точностью до наоборот.
 
Мама — человек мудрый, удивительно выдержанный. Не помню, чтобы она хоть раз повысила голос. Все продумает, прежде чем что-то сказать…
 
А папа — эмоциональный, мог и вспылить. Он вообще был человеком непредсказуемым, такие финтиля мог отчебучить, все удивлялись… Причем, мне кажется, папе этого и хотелось добиться — удивить всех.
 
Помню один случай. Отец утром собрался и, никому ни слова не сказав, ушел. А вечером вернулся с цветным телевизором! По тем временам это была сумасшедшая роскошь, достать технику было невозможно…
 
Отец всегда был добытчиком. У нас дома были и стиральная машина, и холодильник. Он спускался к мясникам в подвалы, чтобы мясо добыть.
 
У папы были потрясающие соленья. Он даже арбузы засаливал. У нас в Марьиной Роще был гараж, и отец специально попросил мужиков-работяг, чтобы они сделали погреб для домашних заготовок.
 
Особенно славились у гостей помидоры по-рыбниковски. Известный режиссер даже сказал: «Какая красная икра сравнится с этими помидорами?!»
 
Отец утром пойдет на рынок, вернется, увешанный авоськами с зеленью, помидорами, приправами. Никаких рецептов и пропорций он не придерживался. Банки не кипятил, крышки использовал обычные, полиэтиленовые. И при этом ничего у него не взрывалось! Рука легкая была…
 

Кстати, на «кулинарной почве» мы с отцом даже ругались (улыбается). Как сейчас помню: воскресенье, утро. Мама, я и младшая сестра Ариша спим как мертвые. А папа — жаворонок, вставал в полшестого. В 7 утра просыпаемся от грохота кастрюль.

Мы все в один голос: «Ну сколько можно?! Что ты шумишь в такую рань? Выходной день все-таки!»

Он: «Я им тут вкусности готовлю, могли бы и потерпеть!» Он, оказывается, успел сбегать на рынок, холодец уже делает, все у него кипит-шипит на плите…

А иногда отец говорил: «Так, сегодня дома ничего готовить не буду. Мы едем в ресторан «Украина».

Отец был очень романтичный. Всегда срывался со съемок (даже если они проходили, например, в Красноярске) и обязательно приезжал на мамин день рождения 19 февраля.

И она все время его ждала, говорила: «Он обязательно приедет». И действительно, часов в 7–8 вечера появлялся запыхавшийся отец с чемоданами и подарками. Папа до последних дней называл маму Лапусик.

Аллой — редко-редко. Для нас с сестрой Ариной это было нормой, мы выросли с этим «лапусиком». Поэтому, когда слышали в гостях, что муж жену называет Валя, Таня, нам это казалось очень странным…

Когда мне было 18 лет, мамина приятельница сказала: «Алена, твой биологический отец — актер Иван Переверзев. А Рыбников — прекрасный человек, видишь, как он к тебе замечательно относится». Знаете, никакого шока у меня эта информация не вызвала. Я-то видела, как папа ко мне относится. И не важно, биологический Рыбников отец или нет…
 
Нашим традиционным семейным блюдом были пельмени. Из шкафов вынимался дешевый ситчик, и мама шила из него много-много фартуков. Готовилась бадья фарша, столько же теста. Все, кто приходил к нам в гости, тут же мыли руки, надевали фартук и вставали лепить пельмени… Вообще родители были очень гостеприимными людьми. Денег, конечно, немерено уходило на эти пиршества. Любимая папина поговорочка была: «Вся зарплата в унитаз уходит».
 
Папа обожал играть в шахматы, это была его страсть. Страшно переживал, когда проигрывал — пусть даже знаменитым шахматистам. Хотя они, конечно, поддавались ему.
 
Пока мужчины «резались» в шахматы, жены играли в покер. Помню, как бабушка говорила мне: «Алена, пойди скажи всем: «Спокойной ночи!»
 
Захожу в гостиную — накурено страшно, дым коромыслом… Стол накрыт, кто-то выпивает, кто-то играет в покер, кто-то в шахматы… Я: «Спокойной ночи!»
 
Утром бабушка меня одевает и говорит: «Иди поздоровайся». Захожу — та же самая картина, покер, шахматы, за столом — те же самые люди…
 
У родителей была роскошная библиотека. Они часто выезжали на гастроли в глубинку, где в отличие от Москвы можно было купить хорошие книги.
 
Что могли, они привозили с собой, а остальное отправляли посылкой и на почте получали свои книги. В 1990 году никто и подумать не мог, что отец умрет, ничего не предвещало этого несчастья…
 
С утра папа сходил на рынок, вернулся, выпил рюмку коньяка и прилег отдохнуть… Как выяснилось при вскрытии, у него произошел инсульт.
 
В августе 1990 г. отец закрутил свои фирменные помидоры, а в октябре мы их ели на его поминках… Все говорили: «Знаменитые рыбниковские помидоры…»
 
КОГДА к нам приезжали Бондарчуки, они всегда говорили: «Алла, как у тебя уютно!» Мне кажется, если бы мама не состоялась в актерской профессии, она могла бы стать потрясающим дизайнером.
 
Помню, звонит мама: «Посчитай, сколько у нас батарей!» Тогда только-только вошли в моду экраны на батареи, в Москве их было не достать, и мама купила их чуть ли не в Чите. Ей нравилось, чтобы дома все было красиво и элегантно.
 
Мама вполне могла вбить сама гвоздь, что-то починить. Если она видела в магазине красивые выключатели, сразу же принимала решение сменить старые на новые. И сама их устанавливала.
 
Мама собственноручно расшивала блестками и бисером концертные платья. Всегда говорила, что хорошо выглядеть — обязанность ее профессии.
 
Постоянно худела. Клара Лучко рассказала как-то по ТВ, что Рыбников ей в шутку пожаловался: «Я Аллу после всех ее диет не могу найти в постели».
 
У мамы была знаменитая рисовая диета, на которой сидели многие ее подруги. Когда она худела, то не ходила ни на банкеты, ни в гости. Такая была сила воли!
 

Мама мне говорила: «Как бы было хорошо, если бы у тебя работа была связана с командировками». Я отвечала: «Да не приведи Господь!»

— «А мне разъезды так нравятся! Я живу на колесах. Как только попадаю домой на неделю и никуда не надо ехать, у меня начинается депрессия».

В 90-х начался кризис в кино, и Ларионова очень тяжело переживала отсутствие ролей. Но тут ей позвонил Вячеслав Шалевич и предложил играть в антрепризном спектакле «Коварство, деньги и любовь».

Мама сказала, что никогда в театре не играла, а Шалевич успокоил ее, сказав, что с ролью она непременно справится, и дал ей 10 дней на то, чтобы выучить роль. Она выучила текст за один день.

…Мама умерла 24 апреля 2000 г. Отыграла спектакль, вернулась домой. Я позвонила ей: «Как ты себя чувствуешь?»

— «Да ничего, ничего».

«Приду с работы, перезвоню тебе еще раз», — говорю.

Но она мне сказала: «Нет, не надо, я телефон отключу и лягу пораньше спать, мне завтра к врачу рано вставать». Поговорили — и… все.

Назавтра забеспокоился мой муж — мама не подходила к телефону. Вызвали спасателей. Мы нашли ее на кровати улыбающейся, она умерла во сне. Актриса Валентина Титова рассказала на маминых поминках, как однажды они летели в самолете на гастроли.

Маме стало плохо, и ее положили в проходе — в кресле было тесно. Титова сказала: «Алла, давай я сниму тебе парик, сразу станет легче дышать». Мама ответила: «Ни-ког-да! Умирать — так в парике». Она и умерла в бигуди, я с нее сняла 4 штуки…

Из сети

Жерар Филип смотрел на нее с обожанием, а Чарли Чаплин приглашал на съемки. Однако ее красота сыграла с ней злую шутку: всю жизнь ее окружали не только поклонники, но и завистники и сплетники. Однажды Алла сказала: «Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников». Именно этими критериями измерялось для нее счастье. Она ушла в 2000 году.

ИЗ СЕТИ

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 3 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий