Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0
Но́нна Ви́кторовна Мордюко́ва — советская и российская актриса; народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии I степени, Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и премии президента России в области литературы и искусства. Википедия
Родилась: 25 ноября 1925 г., Константиновка, Украина
Умерла: 6 июля 2008 г. (82 года), Москва, Россия

6 июля — День памяти Нонны Мордюковой…

Настоящая казачка, комсомолка, комиссар и председатель колхоза. Она воплотила на экране трагическую судьбу русской женщины в XX веке и вошла в число наиболее выдающихся актрис мира. Неповторимая Нонна Мордюкова.      

Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка Донецкой области, в семье председателя колхоза.

Актрисой девочка решила стать еще в детстве, но поступила во ВГИК только после Великой Отечественной войны.

В 1950 году Нонна закончила мастерскую Бибикова и Пыжовой и начала работать в Театре-студии киноактера. Во время учебы Мордюкова познакомилась и вышла замуж за Вячеслава Тихонова, с которым прожила 13 лет.

Дебют актрисы в кино был очень успешным: в 1948 году за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия» Мордюкова получила Сталинскую премию.

Вклад Мордюковой в отечественный кинематограф сложно переоценить, ее работа была отмечена орденами «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы народов», премиями «Ника», «Кинотавр», «Золотой овен» и другими, была удостоена звания заслуженной и народной артистки.

Всего в фильмографии актрисы около 62 фильмов, среди которых наиболее известные: «Вокзал для двоих», «Они сражались за родину», «Бриллиантовая рука», «Гори, гори, моя звезда», «Журавушка» и другие.

Фразы персонажей Мордюковой стали крылатыми: «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Скромненько, но со вкусом!», «Я не знаю, как там в Лондоне, а у нас – управдом друг человека!», «Хороший ты мужик, но не орёл. Нет, не орёл!», «Еще раз так пошутишь – всю голову оторву вместе с ушами»…

Под размах её таланта трудно было подобрать сценарий. Но те роли, которые ей доставались, даже самые маленькие, актриса превращала в большие шедевры.

Народная артистка СССР Мордюкова была награждена многими государственными наградами. В 2000 году она издала автобиографическую книгу «Не плачь, казачка!».

Нонна Викторовна Мордюкова умерла 6 июля 2008 года в Москве, была похоронена на Кунцевском кладбище столицы.

Британская энциклопедия включила ее в десятку величайших актрис 20 века. Кроме неё из русских актрис этой чести удостоилась только Фаина Раневская…                                                                                                               

НОННА….

Сегодня в 20.50 по Культуре фильм о фильме «Женитьба Бальзаминова». Суздаль. Любимые актеры. Дивные лица в кадре. Нонна Мордюкова. Она дала мне свое последнее большое интервью.

Я много слышал про ее вспышки, брошенные телефонные трубки, настроение, которое менялось на глазах. Мне повезло. Один раз она увидела в эфире мою работу и после никогда не отказывала.

Всегда была дисциплинирована и покладиста. Даже когда ее сестра Наталья пыталась вмешаться: «Нонна! Сколько у тебя терпения!» Она отвечала: «Я всегда вижу тех, кто что-то делает для себя. А он делает для меня!»

Даже на дне рождения Нонны Викторовны довелось побывать в ее трехкомнатной квартире первого этажа панельного дома на Осеннем бульваре. В гостиной были составлены столы. Самодельные салаты, жареное мясо, картошка. Огурцы-помидоры. Все, как у людей.

Тогда меня поразило, что из всех подарков она больше всего обрадовалась гламурным перчаткам. Это была ее слабость.

Галина Волчек рассказывала, что как-то встретила ее в Доме Кино. На Нонне Викторовне было «маленькое черное платье» – которое облегает тело и чуть выше колен, ботинки «на манной каше», шляпа, изящные перчатки. А в руках она держала эскимо на палочке.

Вот она именно такой и была. Можно использовать слово «нелепой». Но только до одного момента: пока не включалась камера.

Каждый раз, когда я приезжал к ней на интервью, меня встречала странная старая женщина «с прибамбасами»: «Обувь можете не снимать, а руки мыть обязательно, потому что птичий грипп!» Узнавалась в ней Мордюкова с трудом.

Но вот она садилась в свое кресло. Оператор включал камеру. В это мгновение Нонна Викторовна подсоединялась к Космосу. И преображалась.

Каждый раз я с удивлением видел, как после команды «мотор» передо мной сидит красивая, сексуальная, мощная дама. Умная. Откровенная.

В плане откровенности она была «без тормозов». Я до сих пор не могу озвучить многие вещи, которые она говорила. У меня тормоза есть.

Сотни людей видели такое ее преображение на юбилейном вечере в Доме Кино, когда она с трудом вышла на сцену. Ведущий ее поддерживал. Зал зааплодировал.

Она подсоединилась к своему космическому каналу, властной рукой отодвинула ведущего и запела «На тот большак». Это было не по сценарию.

Но пела уже другая женщина. Могучая. Свет исходил от нее. По душе «мурашки». Глаз не оторвать. И такой она оставалась до конца вечера.

И в книгах своих она была такой же. Мне рассказывала редактор, как, стесняясь, прячась от посторонних глаз, Мордюкова принесла им свои тетрадки «с писаниной».

В издательстве открыли – изумились. Это были каракули. Стали расшифровывать, потому что все-таки Мордюкова. Сделали чистовую рукопись – оторваться невозможно, пока не дочитаешь до последней страницы.

И в высказываниях она была, как Черномырдин. Дивная природа самобытного языка. Римма Маркова ей говорила: «Мы с тобой, Нонка, похожи! И роли нам похожие предлагают». А она отвечает: «Потому что мы с тобой с одного конского завода!» Как точно!

А потом ей что-то не понравилось и они поссорились. Мордюковой было трудно взять и признать свою вину. Она звонила Римме Васильевне и дышала в трубку, пока та не выдержала и не сказала: «Я же знаю, что это ты звонишь, Нонна! Давай уж поговорим!»

Нам кажется, что Мордюкова снималась бесконечно. Нам кажется… А сколько в ее судьбе было окошек, когда переставали снимать! Оставались только выезды по разным городам. Выступления на стадионах в программе «Товарищ кино!».

В таком городке Нонна Викторовна заметила небольшой храм. После встречи со зрителями пошла туда. Плакала у иконы Николая Чудотворца: «Три года не снимают, мотаюсь по этим стадионам, сил больше нет!».

В этот день она вернулась в Москву, а вечером ей домой позвонили и предложили главную роль. В этот же день! И когда в картине «Женитьба Бальзаминова» поют Богородица Дева радуйся, обратите внимание, что все в кадре юродствуют, и только одна Мордюкова молится от всего сердца.

А на том дне рождения, куда я был приглашен, она вдруг сказала, что сегодня ночью видела сон, как ее снова позвали сниматься в кино. И предложили роль домработницы у олигарха. Их отношения, противоречия, комические и трагические моменты стали основой сюжета.

Я слушал ее и думал: «Возраст! Болезни! А позови ее сейчас в кино – побежит!» Когда она рассказывала этот сон, снова подключилась к своему Космосу. И была неотразимо хороша.

© Александр Казакевич 21.01.2021 г.

День Памяти Актрисы
 
Высказывания Нонны Викторовны Мордюковой
 
Женщина не может быть счастливой без своего единственного рядышком…
 
Я никогда не влюблялась в плечи, в глаза. Поступок! Вот что для меня всегда было главным.
 
Почему открытое полезное ископаемое ценят, радуются прибыли от него, а родившемуся таланту человека не радуются? Попользуйтесь! Испейте, обогатитесь!
 
Я много плачу. Все меня может расстроить, даже погода.
 
Мне, как толковому математику, достаточно небольшого общения, чтобы все про человека понять. Если чувствовала, что внутри уже начинала зевать, вставала и шла, свободная.
 
От многих ролей приходилось отказываться, ну и что? А я вольная, я с Кубани!
 
Рискуйте! Если вы победите — будете счастливы, а если проиграете — мудры.
 
Мне говорят: ты какая-то даже нерусская. Ни на одну секунду никуда не опоздала.
 
На бабок с клюкой мне страсть как переходить не хочется.
 
Ибо искусство, по моему глубочайшему, хоть и ненаучному убеждению, — это торжество пола.
 
Как мне надоело слышать, что я сильная! Да мягкая я, как воск, только надежной мужской руки не встретилось.
 
Мы, актеры, что ни говори, всего лишь инструменты, а мастеровые — это режиссеры. Им тот инструмент подавай, который в данный момент нужен: молоток там или пассатижи, или вот сейчас Мордюкова в самый раз будет.
 
Не верьте, что у меня плохой характер, это все брешут! Как только мне интересно с режиссером работать, если он талантлив и мы попали в точку, я согласна ему… генеральную уборку в квартире сделать!
 
Когда дружит семья — это настоящее. Наши родители не оставили нам ни серванта хорошего, ни «Мерседеса», но нас — шесть братьев и сестер, мы — семья, великая сила, великое богатство.
 
Поколение, пережившее войну, вынесшее тяжелое бремя, — самое начиненное впечатлениями. Эти люди готовы к рассказу вечному, нескончаемому, длящемуся до тех пор, пока они живы.
 
Вот за что я мужиков не люблю — нервные они все.
 
Подчепуривалась так: смешивала черные чернила с кусочком мыла, заваривала смесь в консервной баночке на газочке. Когда застынет, пожалуйста, — тушь готова. Румянились свеклой. Но чаще всего мы брали траву пагоду: потрешь ею щеки — и они трое суток горят.
 
Меня, провинциалку, всегда тянуло к тем, кто Байрона читает наизусть и дома в бархатном халате расхаживает…
 
Я, если честно, не правильных люблю и хороших, а таких, у кого в душе что-то булькает.
 
И пускай судьба то нахмурится, то рассмеется, то накажет, то закроет на твое озорство глаза — главное, чтобы в тебе была жизнь.
 
Я сильна только там, где я посыльная от земли, от родины, от болей и радостей сегодняшней жизни, от людей, которых я люблю…
 
Я лист от корня, которому служу всей душой. И пусть я отлечу когда-то — меня сменят по весне другие листья из моей породы.
 
Ольга Полторак
Фото: к/ф «Родня». 1981 год.

… я не верю в безграничную актерскую всеядность. Надо играть, но не заигрываться. А то оторвешься ненароком от пуповины, которая связывает тебя с твоей же натурой, жизненным и духовным опытом.

Всякому из нас точка опоры нужна — это еще древние понимали. А у нас в станице так говорили: «Будешь падать — держись за землю». И я держалась.

Меня всю жизнь волновали, притягивали люди непоказные, обездоленные, разбитые застарелыми болезнями, горьким вдовством. В этих так называемых простых людях — а играла я Степанид, Матрен, Глафир, Евдокий — бывали сокрыты такие запасы доброты, душевности, народной мудрости, что меня никогда не волновала проблема «творческого диапазона». Я старалась рыть не вширь, а вглубь.

И думаю, что моя верность земле, миру тружеников, среди которых я родилась и выросла, для которых и про которых играла, в итоге отблагодарилась — худо ли, хорошо ли, — но по-своему, наособицу сложившейся судьбой. Нонна Мордюкова

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
avatar

Автор публикации

не в сети 3 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий