6 июля — День памяти Нонны Мордюковой…
Настоящая казачка, комсомолка, комиссар и председатель колхоза. Она воплотила на экране трагическую судьбу русской женщины в XX веке и вошла в число наиболее выдающихся актрис мира. Неповторимая Нонна Мордюкова.
Нонна (Ноябрина) Викторовна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в селе Константиновка Донецкой области, в семье председателя колхоза.
Актрисой девочка решила стать еще в детстве, но поступила во ВГИК только после Великой Отечественной войны.
В 1950 году Нонна закончила мастерскую Бибикова и Пыжовой и начала работать в Театре-студии киноактера. Во время учебы Мордюкова познакомилась и вышла замуж за Вячеслава Тихонова, с которым прожила 13 лет.
Дебют актрисы в кино был очень успешным: в 1948 году за роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия» Мордюкова получила Сталинскую премию.
Вклад Мордюковой в отечественный кинематограф сложно переоценить, ее работа была отмечена орденами «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы народов», премиями «Ника», «Кинотавр», «Золотой овен» и другими, была удостоена звания заслуженной и народной артистки.
Всего в фильмографии актрисы около 62 фильмов, среди которых наиболее известные: «Вокзал для двоих», «Они сражались за родину», «Бриллиантовая рука», «Гори, гори, моя звезда», «Журавушка» и другие.
Фразы персонажей Мордюковой стали крылатыми: «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Скромненько, но со вкусом!», «Я не знаю, как там в Лондоне, а у нас – управдом друг человека!», «Хороший ты мужик, но не орёл. Нет, не орёл!», «Еще раз так пошутишь – всю голову оторву вместе с ушами»…
Под размах её таланта трудно было подобрать сценарий. Но те роли, которые ей доставались, даже самые маленькие, актриса превращала в большие шедевры.
Народная артистка СССР Мордюкова была награждена многими государственными наградами. В 2000 году она издала автобиографическую книгу «Не плачь, казачка!».
Нонна Викторовна Мордюкова умерла 6 июля 2008 года в Москве, была похоронена на Кунцевском кладбище столицы.
Британская энциклопедия включила ее в десятку величайших актрис 20 века. Кроме неё из русских актрис этой чести удостоилась только Фаина Раневская…
НОННА….
Сегодня в 20.50 по Культуре фильм о фильме «Женитьба Бальзаминова». Суздаль. Любимые актеры. Дивные лица в кадре. Нонна Мордюкова. Она дала мне свое последнее большое интервью.
Я много слышал про ее вспышки, брошенные телефонные трубки, настроение, которое менялось на глазах. Мне повезло. Один раз она увидела в эфире мою работу и после никогда не отказывала.
Всегда была дисциплинирована и покладиста. Даже когда ее сестра Наталья пыталась вмешаться: «Нонна! Сколько у тебя терпения!» Она отвечала: «Я всегда вижу тех, кто что-то делает для себя. А он делает для меня!»
Даже на дне рождения Нонны Викторовны довелось побывать в ее трехкомнатной квартире первого этажа панельного дома на Осеннем бульваре. В гостиной были составлены столы. Самодельные салаты, жареное мясо, картошка. Огурцы-помидоры. Все, как у людей.
Тогда меня поразило, что из всех подарков она больше всего обрадовалась гламурным перчаткам. Это была ее слабость.
Галина Волчек рассказывала, что как-то встретила ее в Доме Кино. На Нонне Викторовне было «маленькое черное платье» – которое облегает тело и чуть выше колен, ботинки «на манной каше», шляпа, изящные перчатки. А в руках она держала эскимо на палочке.
Вот она именно такой и была. Можно использовать слово «нелепой». Но только до одного момента: пока не включалась камера.
Каждый раз, когда я приезжал к ней на интервью, меня встречала странная старая женщина «с прибамбасами»: «Обувь можете не снимать, а руки мыть обязательно, потому что птичий грипп!» Узнавалась в ней Мордюкова с трудом.
Но вот она садилась в свое кресло. Оператор включал камеру. В это мгновение Нонна Викторовна подсоединялась к Космосу. И преображалась.
Каждый раз я с удивлением видел, как после команды «мотор» передо мной сидит красивая, сексуальная, мощная дама. Умная. Откровенная.
В плане откровенности она была «без тормозов». Я до сих пор не могу озвучить многие вещи, которые она говорила. У меня тормоза есть.
Сотни людей видели такое ее преображение на юбилейном вечере в Доме Кино, когда она с трудом вышла на сцену. Ведущий ее поддерживал. Зал зааплодировал.
Она подсоединилась к своему космическому каналу, властной рукой отодвинула ведущего и запела «На тот большак». Это было не по сценарию.
Но пела уже другая женщина. Могучая. Свет исходил от нее. По душе «мурашки». Глаз не оторвать. И такой она оставалась до конца вечера.
И в книгах своих она была такой же. Мне рассказывала редактор, как, стесняясь, прячась от посторонних глаз, Мордюкова принесла им свои тетрадки «с писаниной».
В издательстве открыли – изумились. Это были каракули. Стали расшифровывать, потому что все-таки Мордюкова. Сделали чистовую рукопись – оторваться невозможно, пока не дочитаешь до последней страницы.
И в высказываниях она была, как Черномырдин. Дивная природа самобытного языка. Римма Маркова ей говорила: «Мы с тобой, Нонка, похожи! И роли нам похожие предлагают». А она отвечает: «Потому что мы с тобой с одного конского завода!» Как точно!
А потом ей что-то не понравилось и они поссорились. Мордюковой было трудно взять и признать свою вину. Она звонила Римме Васильевне и дышала в трубку, пока та не выдержала и не сказала: «Я же знаю, что это ты звонишь, Нонна! Давай уж поговорим!»
Нам кажется, что Мордюкова снималась бесконечно. Нам кажется… А сколько в ее судьбе было окошек, когда переставали снимать! Оставались только выезды по разным городам. Выступления на стадионах в программе «Товарищ кино!».
В таком городке Нонна Викторовна заметила небольшой храм. После встречи со зрителями пошла туда. Плакала у иконы Николая Чудотворца: «Три года не снимают, мотаюсь по этим стадионам, сил больше нет!».
В этот день она вернулась в Москву, а вечером ей домой позвонили и предложили главную роль. В этот же день! И когда в картине «Женитьба Бальзаминова» поют Богородица Дева радуйся, обратите внимание, что все в кадре юродствуют, и только одна Мордюкова молится от всего сердца.
А на том дне рождения, куда я был приглашен, она вдруг сказала, что сегодня ночью видела сон, как ее снова позвали сниматься в кино. И предложили роль домработницы у олигарха. Их отношения, противоречия, комические и трагические моменты стали основой сюжета.
Я слушал ее и думал: «Возраст! Болезни! А позови ее сейчас в кино – побежит!» Когда она рассказывала этот сон, снова подключилась к своему Космосу. И была неотразимо хороша.
© Александр Казакевич 21.01.2021 г.
… я не верю в безграничную актерскую всеядность. Надо играть, но не заигрываться. А то оторвешься ненароком от пуповины, которая связывает тебя с твоей же натурой, жизненным и духовным опытом.
Всякому из нас точка опоры нужна — это еще древние понимали. А у нас в станице так говорили: «Будешь падать — держись за землю». И я держалась.
Меня всю жизнь волновали, притягивали люди непоказные, обездоленные, разбитые застарелыми болезнями, горьким вдовством. В этих так называемых простых людях — а играла я Степанид, Матрен, Глафир, Евдокий — бывали сокрыты такие запасы доброты, душевности, народной мудрости, что меня никогда не волновала проблема «творческого диапазона». Я старалась рыть не вширь, а вглубь.
И думаю, что моя верность земле, миру тружеников, среди которых я родилась и выросла, для которых и про которых играла, в итоге отблагодарилась — худо ли, хорошо ли, — но по-своему, наособицу сложившейся судьбой. Нонна Мордюкова
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.