Орнамент в этой вышивке может быть разнообразным, не существует никаких принципиальных ограничений, однако есть несколько традиционных узоров, которые имеют свою символику и значение в японской культуре. Появилась эта техника в довольно трудное время для страны — эпоху правления клана Токугава, который установил военную диктатуру (17-19 век). Простое население жило очень бедно, от сезона к сезону крестьянам приходилось носить одну и ту же одежду: страна была закрыта от всего мира из-за протекционистской торгово-экономической политики, торговля тканями была затруднена. Ветхие вещи приходилось постоянно штопать: сшивать несколько кусков ткани, простегивать их для придания вещам прочности. Но творческий народ Японии превратил рутинную работу в настоящее искусство: японцы стали вышивать на одежде интересные витиеватые орнаменты, которые впоследствии привлекли внимание аристократии — так вышивка стала украшением не только для бедных, но и для богатых. Кроме традиционных узоров, в вышивке сашико принято создавать определенный центровой рисунок с более конкретным изображением. Популярен цветочный мотив, часто изображаются бутоны и лепестки сакуры, сливы, клена, бамбука. Каждое растение символизирует определенное время года, поэтому на осенней или летней одежде вышивались разные растения. Символами долголетия, как и во многих восточных культурах, традиционно считаются журавль и черепаха, иногда на вышивке можно встретить журавля-оригами — это интересный пример соединения национального творчества. Для приумножения богатства на одежде вышивали узор в виде кошелька или веера, также символом сокровищ является ключ. Почему именно синий и белый? Все довольно просто: крестьянам было запрещено носить яркую одежду, единственный краситель, который был им доступен, — растение «горец» или полигонум, который широко распространен в Японии. Из него получали оттенок индиго (темно-синий). На темной ткани хорошо были видны только белые нити, поэтому такое сочетание (белое на синем) стало традиционным для сашико.Сейчас сашико снова в моде! В интерьере и одежде можно заметить влияние японского стиля. Узоры выполненные в этой технике особенно хорошо смотрятся на текстиле: одеялах, подушках, полотенцах, иногда сашико соединяют с техникой пэчворк — это дает поразительные результаты.
Михаил опять опаздывал на работу. В который раз близнецы не хотели вставать, одеваться, идти в садик. Начальник уже ставил на вид такое неимоверное «разгильдяйство», Михаил обещал исправиться, но сделать с непослушными сыновьями ничего не мог. Он спешил, но пройти мимо качелей, горок и песочниц мальчишки не могли. Потеряв всякое терпение, отец, крепко сжимая запястья детей, почти бежал в детский сад. Только сдав на руки воспитателю своих непослушных сыновей, он расслабился и спокойно пошел на работу. Сегодня он должен явиться вовремя.
На лавочке возле детской площадки сидела девочка лет 6, в грязном платье, с растрёпанными волосами и босыми ногами.
— Ты что здесь делаешь? – Удивленно спросил Михаил.
— Сижу.
— Почему одна?
— Сейчас мама придет.
— А где твой дом?
— Я не знаю.
— Пойдем, я отведу тебя в полицию.
— Не надо меня в полицию. Я живу в этом доме, — девочка показала на стоявшую рядом 9-этажку.
— Так что же ты домой не идешь?
— Мне нельзя домой, меня мама ругать будет.
— Как это? Маленьким девочкам одним гулять нельзя. Выбирай: или мы идем к маме, или в полицию.
— К маме.
Девочка спрыгнула с лавки, и пошла по направлению к дому.
— Я здесь живу. – Она показала на подъезд.
Михаил понимал, что он опять опоздает на работу, но бросить маленькую девочку одну тоже не мог.
— Какая квартира? Звони.
— Тридцать седьмая.
Домофон не отвечал, Михаил дождался, когда вышла грузная женщина с мусорным ведром, и прошмыгнул в подъезд. Уже в подъезде он почувствовал неприятный запах, который усиливался с их приближением к квартире.
На стук вышла заспанная женщина, неопределенного возраста, увидев Михаила, она артистично отпрыгнула от двери:
— Проходи.
Он не мог вспомнить, где раньше видел эту женщину. А та без предисловий начала с главного.
— За дочерью пришел? Я её растила, а ты, значит, за готовой. Нужна тебе она? – Женщина показала рукой на стоявшую рядом девочку, — плати. 30000 рублей. И проваливайте.
— Женщина, Вы что несете. Вы сейчас дочь родную продаете?
— Ба, Миша, да ты меня не узнал!
Михаил присмотрелся.
— Людмила? — Перед ним стояла его первая любовь, только очень постаревшая и потрепанная.
— Ну, наконец-то. – С ликованием произнесла женщина.
— Что же ты дочь-то одну на улицу отпустила.
— Почему одну, она с отцом гуляет.
— С каким отцом? – Михаил принял слова женщины за пьяный бред.
— Со своим отцом, с тобой. Так что, забираешь Дашку? 30 000 и вы вместе. Она у меня смирная, докучать не будет.
Михаил понял, что разговор не получится, взял ребенка за руку и пошёл с ней на работу. Как ни странно начальник благосклонно отнесся к хронически опаздывающему сотруднику.
Все старались девочку пожалеть, угостить, поговорить. Даша такому вниманию была рада. Особенно рассмешил рассказ, что отца она не знает, а мама заставляла её называть папой сначала дядю Сережу, потом дядю Петю, а теперь, наверное, придется и дядю Мишу папой звать. Потому, что она слышала, что мама называла её его дочерью.
— Миш, если это действительно твоя дочь, — сказал начальник Михаилу в конце рабочего дня, — надо её забирать от такой мамаши. Испортят ребенка. Твоя Светка умница, поймет. Тем более, что это еще до вашей встречи было.
В раздумьях Михаил и Даша добрели до дома. Он не знал, как сказать Свете о свалившейся на него дочери. Даша шла рядом, не спрашивая ни о чём, видимо доверяя новому знакомому или просто от безысходности.
Света поглядела на новую знакомую и скомандовала:
— Быстро в ванну.
И когда девочка уже чистенькая, одетая в майку Светланы, сидела за столом, быстро орудуя ложкой, спросила:
— Ты откуда такая чумазая к нам явилась?
Даша бойко рассказала, как мать её выгнала, а дядя Миша увидел и привел домой, а мама сказала, чтобы она шла к нему жить потому, что он её папа. Света замерла, не зная, что сказать. Миша пытался объяснить что-то о первой любви, о том, что она его бросила, о том, что он не знал, что у него есть дочь, и о том, что Люда пытается Дашу продать ему.
— Так, хватит. Я все поняла. Пойдем, посмотрим на эту мамашу, которая детьми торгует.
Дверь долго не открывали, минут через 10 в дверях появилась пьяная Людмила.
— Чего надо? Деньги принёс? – обратилась она к Михаилу.
Света развернулась, взяла девочку за руку и пошла прочь, Михаил едва за ней поспевал. Людмила еще что-то кричала вслед. Но Света уже точно знала, что Дашу там оставлять нельзя.
Прожив в новой семье целый месяц никто уже не представлял, как девочку возвращать матери. Она играла с близнецами, ходила за Светой как хвостик, старалась во всем ей помогать. Особенно ей нравилось сидеть вечером вместе за столом, рассказывая, как прошёл день. У Даши ничего за день случиться не могло, она сидела одна дома, пока взрослые были на работе, однако она рассказывала самые невероятные и интересные истории. Что-то сочиняла, а что-то было из её маленькой, но трудной жизни.
Дашу надо было готовить к школе, поэтому было решено оформить опеку. Людмиле эта идея понравилась, она сказала, что без девочки её может хоть замуж возьмут, а то связала её по рукам и ногам. А ей ведь тоже женского счастья хочется.
Документы почти все были оформлены, когда Михаил получил анализ ДНК.
— Свет, — начал он издалека разговор. Дети уже спали и сами они собирались ко сну. – Я анализ ДНК получил.
— И что?
— Даша не моя дочь.
— Я знаю. – Ответила Света, — Спи.
— А как же…
— Никому не говори, у каждого ребенка должны быть отец и мать.
На следующий день семья получила документы на опеку Даши. О том, что она не дочь Михаила никто никому не сказал.
Меня часто спрашивают, виню ли я своих родителей за свои комплексы.
Было время, когда я, осознанная и вдруг познавшая азы психотерапии, «прорабатывала» обиды на родителей. На родителей, которые руками выжимали белье после стирки, потому что в 80-е у нас не было хорошей стиральной машины. Родителей, работника отдела культуры и инженера авиазавода, которые в 90-е вынуждены были стоять на рынке, продавая картошку с огорода, чтобы прокормить детей. Родителей, которые закручивали банки на зиму, потому что иначе было совсем никак.
Родителей, которые отдали две свои зарплаты, когда меня в 9 классе развели на первых лохотронах в городе, выманив все деньги, собранные на подарок классному руководителю — эти деньги мне сдали как старосте. И да — родителям, которые могли мне «дать ремня» за непослушание и сигареты, спрятанные в подъезде.
А ещё в мою комнату никто никогда не стучался — просто потому что у меня не было своей комнаты, так как мы жили впятером в 2-комнатной квартире. Я только в кино видела ситуации, что к ребёнку, который хочет побыть один, деликатно стучатся родители, но пока он не даст добро, робко мнутся за дверью.
У моих родителей не было умных книг по воспитанию, они не знали, что такое экологичное общение, но у них была такая сложная жизнь, что требовать от них «воспитания по методу Монтессори» я, пожалуй, не вправе. Это то, что я называю контекст — культурный, нравственный, исторический.
Ольга Воронец — легендарная исполнительница эстрадных и русских народных песен. Талант певицы отмечен званием народной артистки РСФСР и, конечно, всенародной любовью поклонников фольклорного жанра. Записи Ольги Воронец с песнями «Гляжу в озера синие», «Ромашки спрятались» до сих пор хранятся в коллекциях меломанов.