В июле 1941 года фашистский ас сбил над Средиземным морем французский самолет, который пилотировал лейтенант Бертран дю Плесси. Его вдова получила орден героя из рук генерала Шарля де Голля.
Этой женщиной была Татьяна Яковлева, та самая возлюбленная Владимира Маяковского, которой поэт посвятил два стихотворения и которая после его отъезда из Парижа целый год получала цветы от него. Она была подругой Марлен Дитрих и музой Кристиана Диора. Она была необыкновенной….
После революции юная Таня осталась с мамой в Пензе. Заболела туберкулёзом, обо этом стало известно её дяде, Александру Яковлеву, художнику, выпускнику императорской Академии художеств, жившему в Париже.
Чтобы помочь племяннице уехать из Советской России он согласился сотрудничать с владельцем автоконцерна господином Ситроеном, в обмен на ходатайство о Татьяне.
Она приехала в Париж в 1925‑м, после долгих лет голодных мытарств по югу России, 19-летней «прекрасной чумазой оборванкой», по словам встречавшего ее родственника.
Первые месяцы девушка провела на юге Франции, где лечилась от туберкулеза, полученного в голодные послереволюционные годы в Пензе. А затем вернулась в Париж и поступила в школу моды. Вскоре Татьяна пробует свои силы в моделировании шляпок и преуспевает в этом.
Дядя вводит ее в мир светского Парижа. На ее глазах разворачивается роман Коко Шанель с Великим князем Дмитрием Павловичем, она играет в четыре руки на рояле с Сергеем Прокофьевым, знакомится с Жаном Кокто, которого через несколько лет спасет от тюрьмы. Благосклонно принимает ухаживания и подарки от Шаляпина.
А потом в её жизни появляется Владимир Маяковский…Невротическая неразбериха, постоянно царившая в личной жизни Маяковского, плохо сочетается с железной целеустремленностью Яковлевой. На его предложение выйти замуж и уехать с ним в СССР она отвечает отказом.
В 1929 году Эльза Триоле, сестра Лили Брик, когда-то познакомившая Татьяну с Маяковским, как-бы между прочим рассказывает о том, что Маяковскому не дают визу, и о его новом увлечении актрисой Вероникой Полонской.
Татьяна выходит замуж за влюбленного в нее молодого дипломата Бертрана дю Плесси. После его трагической гибели она снова пошла под венец.
На этот раз ее избранником стал начинающий парижский художник Александр Либерман. Они встретились на курорте, где восстанавливала свои силы и Татьяна, попавшая за год до этого в автокатастрофу и пережившая три десятка пластических операций.
Как потом будет вспоминать Либерман, между ними «мгновенно возникло притяжение». И больше они не расставались…
Супруги перебрались в США, где Алекс стал арт-директором Vogue — главного женского фэшн-журнала всех времен, а Татьяна, в свою очередь, – самой популярной шляпницей местного бомонда, чей отдел в магазине Saks Fifth Avenue быстро превратился в Мекку для модниц Восточного побережья.
Ее клиентками были самые известные дамы света – от Коко Шанель до Эдит Пиаф. Долгие годы дом Татьяны – «страна Либермания», по образному выражению Джорджа Баланчина – служил своеобразным клубом для тех, кто решил не возвращаться в страну победившего социализма.
Материально и дружески Яковлева помогала танцору Большого театра Михаилу Барышникову. Поэту Иосифу Бродскому, за 20 лет до события, предсказала присуждение Нобелевской премии.
Без Яковлевой вряд ли бы в полной мере состоялись такие знаменитости, как Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран. Талантом своим они обязаны, разумеется, не ей. Но пресса заговорила об этих кутюрье после того, как Яковлева сказала мужу, что гении — именно они.
Женская власть Татьяны над своим мужем оставалась безраздельной до самой ее смерти. Вот как описывает Татьяну в зрелые годы ее дочь Франсин: «Вечно увешанная огромными украшениями, напоминавшими орудия пыток или ритуальные предметы древних культов, она входила в комнату, закутанная в шаль, словно племенная богиня войны, пожирающая просторы своей жизни со скоростью и беспощадностью яростного степного ветра. Татьяна постоянно изобретала саму себя; она была явлением природы, ни больше ни меньше, и те из нас, кто любил ее, оставались под властью ее чар до самой своей смерти».
На всех их совместных фотографиях, включая самые поздние, Либерманы всегда вместе – запечатленные в момент сплетения рук, в танце, в объятиях друг друга.
Накануне своего 85-летия Татьяна, тяготившаяся возрастом, пошутила перед Алексом: «Будь настоящим джентльменом, пропусти меня к Господу вперед». Через несколько дней у нее произошло кровоизлияние в кишечник. Операцию было делать бессмысленно. Через несколько дней 28 апреля 1991 года Татьяны Яковлевой не стало.
P. S. Из ее памяти так и не стерся краткий роман с Маяковским. В середине 70-х годов один знакомый сказал ей, что едет в Москву и увидится там с Лилей Брик.
Татьяна вышла на минуту в спальню и вернулась с белым кружевным носовым платком, который попросила передать Лиле. «Она поймет», – сказала Татьяна. «Я поняла», – горестно закивала Лиля, получив неожиданный подарок. Это был белый флаг, знак капитуляции.
В предсмертной записке Маяковский назначил Лилю Юрьевну Брик распорядителем своих бумаг и рукописей. В ванне своей квартиры Лиля сожгла все до единого письма Татьяны.
Лиля приняла смертельную дозу снотворного в 1978 году, сломав шейку бедра – ей было 86 лет, в таком возрасте кости уже не срастаются. Ей удалось остаться если не единственной, то главной музой Маяковского.
Но до писем Маяковского Татьяне она добраться не могла. Татьяна хранила их в запечатанном пакете, не публиковала и никому не показывала, но разрешила сделать это дочери.
После смерти матери Франсин нашла бумаги сама: 27 страниц писем, 24 телеграммы и автографы некоторых стихотворений Владимира Маяковского, посвященных Татьяне Яковлевой…
Мы теперь к таким нежны – спортом выпрямишь не многих,– вы и нам в Москве нужны, не хватает длинноногих.
Матушка-природа не поскупилась и одарила ее по высшему разряду. У нее была не просто хорошая фигура, но стан, не глаза – но очи, не волосы — но роскошная грива, не губы — но «сплошное целованье» (совсем по Марине Цветаевой). Однако Алла Ларионова всегда относилась к своей внешности с иронией. Чего нельзя сказать о представителях сильного пола, которые при малейшем взмахе ресниц кинодивы, опережая друг друга, укладывались у ее ножек. Сама собой напрашивалась мысль о том, что такая женщина должна жить как в сказке.
Начало жизни Аллы Ларионовой и было похоже на сказочную историю Золушки. Когда она училась в восьмом классе одной из московских школ, Аллочку остановила на улице женщина: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» «Конечно», — ответила Алла, хотя с детских лет мечтала о другом — стать… дворником. Нравились ей грозные и величавые люди в белых фартуках, которые встают рано и метут улицы.
Фотографии Ларионовой, тогда еще пухленькой девчонки с косичками и конопушками, попали в актерский отдел «Мосфильма». Так Алла начала сниматься в массовках. По словам актрисы, именно это и повлияло на ее решение поступать во ВГИК. Попала она на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Строгий Герасимов поначалу вовсе не хотел принимать Ларионову. «Ну что в ней такого? Она же страшненькая, рот, как у жабы, глаза — огромные. Ничего из нее не получится!»
Но заступилась за будущую актрису Макарова: «Да ты посмотри! Какая она пригоженькая, аккуратненькая, прелесть просто!»
Еще студенткой Аллу Ларионову пригласил на роль Любавы в фильме «Садко» режиссер Александр Птушко. Несмотря на запрет руководителя курса, она все же согласилась на съемки.
Фильм стал для Ларионовой роковым. После выхода на экраны «Садко» Алла Дмитриевна проснулась не просто знаменитостью, а настоящей звездой.
В Венеции, где кинокартина получила «Серебряного льва» (первое место в тот год никому не присудили), Ларионова произвела настоящий фурор.
«Солнце Венеции в волосах у Аллы», — писала зарубежная пресса об актрисе. У гостиницы Ларионову караулили многочисленные поклонники и журналисты, мировые знаменитости не давали ей проходу с заманчивыми предложениями о работе.
А она сидела в своем номере в казенном платьице, которое выдало ей для поездки Министерство культуры СССР, и плакала потому, что увидела на ногах горничной красивые тонкие белые чулочки, о которых мечтала с детства.
Позже, уже дома, в аэропорту Ларионова узнала, что утверждена на роль в фильме «Анна на шее» с Михаилом Жаровым и Александром Вертинским в главных ролях.
На первом курсе ВГИКа Ларионова познакомилась со студентом Николаем Рыбниковым. Поначалу он ей очень понравился, но позже Алла увлеклась другим своим сокурсником. С ним она гуляла московскими вечерами, от него принимала цветы и объяснения в любви.
Рыбников неистовствовал. Очевидцы вспоминают, как он в общежитии института даже пытался повеситься от ревности. Его ухаживания еще долго оставались безответными.
После фильма «Садко» Алла увлеклась актером Иваном Переверзевым, который из-за молодой красавицы оставил супругу с детьми. Но вместе они прожили недолго. Не вытерпев постоянных измен гражданского мужа, Ларионова уходит от него.
И тут снова в ее жизни появляется Рыбников. Он задаривает ее цветами, делает бесконечные предложения о замужестве. И в 1957 году Алла Дмитриевна все же выходит замуж за настырного Николая. Вместе они прожили в любви и согласии тридцать лет и три года и воспитали двух дочерей.
Рыбников был очень ревнивым человеком. Однажды на вечеринке пылкий поклонник встал перед Ларионовой на колени и начал объясняться в любви. Ворвавшийся в этот момент Рыбников залепил наглецу оплеуху и вылетел из квартиры. В таких случаях первой на примирение всегда шла Алла Дмитриевна.
Задевало Рыбникова и то, как ухаживал за его любимой Александр Вертинский. Каждую неделю он присылал «чаровнице» корзины белой сирени, а однажды подарил фотографию с надписью: «Помните, что вы обречены… И поэтому не разжалобливайте себя мыслями об одиночестве. Актер — всегда один… Но зато он Бог! А Боги всегда одиноки».
Рассказывают, когда актриса оказалась никому не нужной, в минуты одиночества и бедности предприимчивые дельцы предлагали ей за этот автограф Вертинского десять тысяч долларов.
Но Ларионова отказалась. После фильма «Анна на шее» Алла Ларионова много ездила по миру — ее часто включали в официальные делегации.
Чарли Чаплин предлагал актрисе роль в своем фильме, но советские начальники на все подобные предложения отвечали: «Она у нас одна. У нее расписаны все съемки на пятнадцать лет вперед. Не отпустим!» Конечно, на деле все выглядело далеко не так радужно.
Тем не менее Ларионова была настоящей патриоткой, резко парируя наскоки журналистов. Как-то ее спросили: «Умеют ли ценить такую звезду, как вы, в СССР? Дарят ли драгоценности? Например, Бартон подарил Элизабет Тейлор колье за один миллион триста тысяч долларов»… Алла Дмитриевна тут же показала колечко, которое стоило пятьсот рублей, и сказала: мол, супруг ей купил это кольцо за полмиллиона долларов.
Но однажды Ларионова попала впросак. «Сколько звезды вашего ранга получают в СССР?» — спросили ее американские журналисты на пресс-конференции. «Пятьсот долларов», — не задумываясь, соврала актриса. После этого к ней подошел организатор поездки: «Никогда не называйте такой суммы. У меня горничная получает в три раза больше».
А для Аллы Дмитриевны эта сумма — в пятьсот долларов — казалась нереальной. Несмотря на свою красоту и огромную популярность, актриса до конца жизни оставалась скромным человеком.
Ее звездными замашками можно было назвать разве что две привычки: всю жизнь она предпочитала курить «Мальборо» и лихачить на автомобилях.
После смерти мужа в 90-м году она, так и не сумев привыкнуть к горю, съезжает с их пятикомнатной квартиры в небольшую двухкомнатную.
Уже вовсе не снимается и общается только с журналистами, которые вспоминали актрису только по круглым датам. Свою пенсию в 500 рублей вкладывала в скромный домик на Истре. А жила за счет своего огорода…
Алена Рыбникова о своих знаменитых родителях: — БЛАГОДАРЯ ролям в кино многим поклонникам Рыбникова и Ларионовой казалось, что отец в жизни был спокойным и уравновешенным, а мама — эмоциональной, взрывной. На самом деле все было с точностью до наоборот.
Мама — человек мудрый, удивительно выдержанный. Не помню, чтобы она хоть раз повысила голос. Все продумает, прежде чем что-то сказать…
А папа — эмоциональный, мог и вспылить. Он вообще был человеком непредсказуемым, такие финтиля мог отчебучить, все удивлялись… Причем, мне кажется, папе этого и хотелось добиться — удивить всех.
Помню один случай. Отец утром собрался и, никому ни слова не сказав, ушел. А вечером вернулся с цветным телевизором! По тем временам это была сумасшедшая роскошь, достать технику было невозможно…
Отец всегда был добытчиком. У нас дома были и стиральная машина, и холодильник. Он спускался к мясникам в подвалы, чтобы мясо добыть.
У папы были потрясающие соленья. Он даже арбузы засаливал. У нас в Марьиной Роще был гараж, и отец специально попросил мужиков-работяг, чтобы они сделали погреб для домашних заготовок.
Особенно славились у гостей помидоры по-рыбниковски. Известный режиссер даже сказал: «Какая красная икра сравнится с этими помидорами?!»
Отец утром пойдет на рынок, вернется, увешанный авоськами с зеленью, помидорами, приправами. Никаких рецептов и пропорций он не придерживался. Банки не кипятил, крышки использовал обычные, полиэтиленовые. И при этом ничего у него не взрывалось! Рука легкая была…
Кстати, на «кулинарной почве» мы с отцом даже ругались (улыбается). Как сейчас помню: воскресенье, утро. Мама, я и младшая сестра Ариша спим как мертвые. А папа — жаворонок, вставал в полшестого. В 7 утра просыпаемся от грохота кастрюль.
Мы все в один голос: «Ну сколько можно?! Что ты шумишь в такую рань? Выходной день все-таки!»
Он: «Я им тут вкусности готовлю, могли бы и потерпеть!» Он, оказывается, успел сбегать на рынок, холодец уже делает, все у него кипит-шипит на плите…
А иногда отец говорил: «Так, сегодня дома ничего готовить не буду. Мы едем в ресторан «Украина».
Отец был очень романтичный. Всегда срывался со съемок (даже если они проходили, например, в Красноярске) и обязательно приезжал на мамин день рождения 19 февраля.
И она все время его ждала, говорила: «Он обязательно приедет». И действительно, часов в 7–8 вечера появлялся запыхавшийся отец с чемоданами и подарками. Папа до последних дней называл маму Лапусик.
Аллой — редко-редко. Для нас с сестрой Ариной это было нормой, мы выросли с этим «лапусиком». Поэтому, когда слышали в гостях, что муж жену называет Валя, Таня, нам это казалось очень странным…
Когда мне было 18 лет, мамина приятельница сказала: «Алена, твой биологический отец — актер Иван Переверзев. А Рыбников — прекрасный человек, видишь, как он к тебе замечательно относится». Знаете, никакого шока у меня эта информация не вызвала. Я-то видела, как папа ко мне относится. И не важно, биологический Рыбников отец или нет…
Нашим традиционным семейным блюдом были пельмени. Из шкафов вынимался дешевый ситчик, и мама шила из него много-много фартуков. Готовилась бадья фарша, столько же теста. Все, кто приходил к нам в гости, тут же мыли руки, надевали фартук и вставали лепить пельмени… Вообще родители были очень гостеприимными людьми. Денег, конечно, немерено уходило на эти пиршества. Любимая папина поговорочка была: «Вся зарплата в унитаз уходит».
Папа обожал играть в шахматы, это была его страсть. Страшно переживал, когда проигрывал — пусть даже знаменитым шахматистам. Хотя они, конечно, поддавались ему.
Пока мужчины «резались» в шахматы, жены играли в покер. Помню, как бабушка говорила мне: «Алена, пойди скажи всем: «Спокойной ночи!»
Захожу в гостиную — накурено страшно, дым коромыслом… Стол накрыт, кто-то выпивает, кто-то играет в покер, кто-то в шахматы… Я: «Спокойной ночи!»
Утром бабушка меня одевает и говорит: «Иди поздоровайся». Захожу — та же самая картина, покер, шахматы, за столом — те же самые люди…
У родителей была роскошная библиотека. Они часто выезжали на гастроли в глубинку, где в отличие от Москвы можно было купить хорошие книги.
Что могли, они привозили с собой, а остальное отправляли посылкой и на почте получали свои книги. В 1990 году никто и подумать не мог, что отец умрет, ничего не предвещало этого несчастья…
С утра папа сходил на рынок, вернулся, выпил рюмку коньяка и прилег отдохнуть… Как выяснилось при вскрытии, у него произошел инсульт.
В августе 1990 г. отец закрутил свои фирменные помидоры, а в октябре мы их ели на его поминках… Все говорили: «Знаменитые рыбниковские помидоры…»
КОГДА к нам приезжали Бондарчуки, они всегда говорили: «Алла, как у тебя уютно!» Мне кажется, если бы мама не состоялась в актерской профессии, она могла бы стать потрясающим дизайнером.
Помню, звонит мама: «Посчитай, сколько у нас батарей!» Тогда только-только вошли в моду экраны на батареи, в Москве их было не достать, и мама купила их чуть ли не в Чите. Ей нравилось, чтобы дома все было красиво и элегантно.
Мама вполне могла вбить сама гвоздь, что-то починить. Если она видела в магазине красивые выключатели, сразу же принимала решение сменить старые на новые. И сама их устанавливала.
Мама собственноручно расшивала блестками и бисером концертные платья. Всегда говорила, что хорошо выглядеть — обязанность ее профессии.
Постоянно худела. Клара Лучко рассказала как-то по ТВ, что Рыбников ей в шутку пожаловался: «Я Аллу после всех ее диет не могу найти в постели».
У мамы была знаменитая рисовая диета, на которой сидели многие ее подруги. Когда она худела, то не ходила ни на банкеты, ни в гости. Такая была сила воли!
Мама мне говорила: «Как бы было хорошо, если бы у тебя работа была связана с командировками». Я отвечала: «Да не приведи Господь!»
— «А мне разъезды так нравятся! Я живу на колесах. Как только попадаю домой на неделю и никуда не надо ехать, у меня начинается депрессия».
В 90-х начался кризис в кино, и Ларионова очень тяжело переживала отсутствие ролей. Но тут ей позвонил Вячеслав Шалевич и предложил играть в антрепризном спектакле «Коварство, деньги и любовь».
Мама сказала, что никогда в театре не играла, а Шалевич успокоил ее, сказав, что с ролью она непременно справится, и дал ей 10 дней на то, чтобы выучить роль. Она выучила текст за один день.
…Мама умерла 24 апреля 2000 г. Отыграла спектакль, вернулась домой. Я позвонила ей: «Как ты себя чувствуешь?»
— «Да ничего, ничего».
«Приду с работы, перезвоню тебе еще раз», — говорю.
Но она мне сказала: «Нет, не надо, я телефон отключу и лягу пораньше спать, мне завтра к врачу рано вставать». Поговорили — и… все.
Назавтра забеспокоился мой муж — мама не подходила к телефону. Вызвали спасателей. Мы нашли ее на кровати улыбающейся, она умерла во сне. Актриса Валентина Титова рассказала на маминых поминках, как однажды они летели в самолете на гастроли.
Маме стало плохо, и ее положили в проходе — в кресле было тесно. Титова сказала: «Алла, давай я сниму тебе парик, сразу станет легче дышать». Мама ответила: «Ни-ког-да! Умирать — так в парике». Она и умерла в бигуди, я с нее сняла 4 штуки…
Из сети
Жерар Филип смотрел на нее с обожанием, а Чарли Чаплин приглашал на съемки. Однако ее красота сыграла с ней злую шутку: всю жизнь ее окружали не только поклонники, но и завистники и сплетники. Однажды Алла сказала: «Я счастливая женщина. Я снималась в кино, и меня любил Коля Рыбников». Именно этими критериями измерялось для нее счастье. Она ушла в 2000 году.
Советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН.
С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное». Сын лауреата Нобелевской премии, дважды Героя Социалистического Труда академика Петра Леонидовича Капицы.
Доктор физико-математических наук, профессор, являлся главным научным сотрудником Института физических проблем им. П. Л. Капицы.
Сергей Капица – советский и российский деятель науки, ученый-физик, активный просветитель. Сын советского ученого Петра Капицы. Являлся бессменным ведущим телевизионного проекта «Очевидное-невероятное». За почти 40-летнюю работу ведущим «Очевидного-невероятного» имя Сергея Петровича было занесено в Книгу рекордов Гиннеса.
14 февраля родился Сергей Капица. Серге́й Петро́вич Капи́ца (14 февраля 1928, Кембридж — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное». Сын лауреата Нобелевской премии, дважды Героя Социалистического Труда академика Петра Леонидовича Капицы.
14 февраля – день рождения Сергея Петровича Капицы. Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы и крестник лауреата Нобелевской премии Ивана Петровича Павлова, Сергей Капица был включён в книгу рекордов Гиннесса как телеведущий с самым долгим стажем ведения программы.
С 1973 г. бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное-невероятное». Будучи учёным, мыслителем и просветителем, он оставил нам множество интересных и ярких высказываний.
——— Если бы вместо миллиардов, которые тратятся на вооружённые силы, нашлись бы миллионы на образование и здравоохранение, то для терроризма не было бы места.
——— История долгое время была «прилагательной наукой» — её «прикладывали» к точке зрения того или иного правителя.
——— Если всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие. Телевидение, сильнейшее средство взаимодействия людей, сейчас находится в руках тех, кто совершенно безответственно относится к своей роли в обществе.
——— Что останется после нынешнего поколения? Их СМС-ки будут издавать в назидание потомкам?
——— Культуру надо насаждать! Даже силой. Иначе нас всех ждёт крах.
——— Математика — это то, что русские преподают китайцам в американских университетах.
——— Я — русский православный атеист.
——— Для современного физика-экспериментатора нужно порядка миллиона в год — на приборы, на всю инфраструктуру, которая обеспечивает его исследования. Да, это дорогое удовольствие, но бутик на улице Горького стоит дороже.
——— Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать.
——— Не компьютер может довести человека, а интернет. Замечательный русский психолог Алексей Леонтьев сказал в 1965 году: «Избыток информации ведет к оскудению души». Эти слова должны быть написаны на каждом сайте.
——— Взгляните на те же компьютеры. В них есть, грубо говоря, «железо» и программное обеспечение. Программное обеспечение стоит в 10-20 раз дороже «железа», потому что продукт интеллектуального труда создать гораздо тяжелее. Так и с человечеством. «Железа» — энергии, оружия — у нас сколько угодно. А программное обеспечение — назовите это культурным потенциалом — отстаёт.
——— Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, — путь к самоубийству. Ведь человек отличается от животного только наличием культуры.
——— Пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять. Ведь та же заповедь «Не убий!» не требует пояснений — она требует исполнения.
——— Я предупредил министров: «Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего».
Цитаты из: «Аргументы и Факты» № 7 13/02/2008
Из сети
«Главный телеученый» СССР. 9 лет назад, 14 августа 2012 года, ушел из жизни академик Сергей Петрович Капица. Страшно подумать, что бы сказал бы Сергей Петрович, если бы увидел на ТВ программу, в которой без всякой критики высказываются «сторонники плоской Земли».
В одном из своих последних интервью, которое он дал «Аргументам и Фактам», Капица говорил: «Я несколько лет назад, выступая на заседании правительства, сказал:
„Если мы будем продолжать такую политику в отношении средств массовой информации, то воспитаем страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у этой страны не будет".
Поднимал я и вопрос об ответственности за распространяемую информацию на заседании Академии российского телевидения. На меня зашикали: „Это же цензура! Как ты смеешь такое говорить?!" В конце концов я вообще перестал туда ходить: бессмысленно».
В начале девяностых телевизионное начальство начало намекать Капице: публике, мол, сейчас нужно не про физику ядра рассказывать, а про зомби, НЛО и телекинез. Профессор Капица вежливо, но твердо пояснил: с этим к нему обращаться не стоит. Кандидаты в экстрасенсы, контактеры с инопланетянами его просто побаивались, поскольку он умело выводил их на чистую воду.
В итоге программа «Очевидное — невероятное» хоть и продолжала существовать вплоть до смерти Капицы, но кочевала с канала на канал и попадала на самое нерейтинговое время. А в прайм-тайм в это время публике скармливали очередную гадалку в восьмом поколении…
Как и отец, Сергей Капица был человеком прямолинейным и часто критиковал советский строй. Потому после распада СССР российские власти (как и либеральная общественность) полагали, что ученый будет поддерживать новый курс.
Но не тут-то было. Капица безжалостно критиковал власть имущих за отношение к науке и образованию. В интервью «АиФ» в 2008 году ученый говорил: «Моего отца в 1935 году Сталин оставил в Советском Союзе, за два года построив ему институт. У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было…
На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны».
Прямой, честный, неудобный — Сергей Петрович Капица всю жизнь был верен себе. За несколько месяцев до смерти, будучи тяжелобольным, в интервью «АиФ» он сказал: «После перестройки мы стали думать, что всё измеряется деньгами: я дам учёному миллион долларов, если через неделю он мне принесёт два.
Но в науке так дела не делаются! Вы дайте сегодня миллион, а через 100 лет этот миллион стране принесёт миллиард. Но все хотят быстрых денег…
Но поймите: цель жизни не в выгоде. Купить себе ещё одну яхту? Можно. Но зачем? Опыт показывает, что насыщение наступает очень быстро.
Наши олигархи, к сожалению, ещё не выросли из своих коротеньких штанишек, поэтому им хочется ещё и ещё богатств. Они берут и берут…»
Австрийский психиатр, психолог, невролог Виктор Франкл известен всему миру как создатель популярного направления в психотерапии, которое называется «логотерапия» (от греческого «logos» — слово и «terapia» — забота, уход, лечение).
Буквально это означает «лечение смыслом». Франкл пришел к выводу, что изначально мы ставим вопрос о смысле жизни неправильно. Если задать его корректно, то и ответ не заставит себя ждать.
В основе логотерапии выводы, которые Франкл сделал, будучи заключенным немецких концлагерей. В этих нечеловеческих условиях ученый наблюдал потрясающие вещи и пришел к важным выводам о силе человеческого духа.
В своей замечательной книге «Сказать жизни «ДА!»: психолог в концлагере» Франкл писал, что встречал среди своих собратьев по несчастью людей, которым каким-то непостижимым образом удавалось подавить в себе типичные в такой ситуации апатию и деградацию. Они каждый день шли сквозь бараки и, превозмогая боль, маршировали в строю. У них находились для товарищей по несчастью доброе слово и последний кусок хлеба.
И пусть таких людей было мало, их пример подтверждает, что внутренне человек может быть сильнее своих внешних обстоятельств, потому что у него всегда есть свобода отнестись к ним «или так, или иначе». И это «так или иначе» у него отнять нельзя.
Виктор Франкл пришел к выводу, что деформация характера заключенного в концлагере зависела в конечном итоге от его внутренней установки. Лагерная обстановка влияла на изменения характера лишь у того заключенного, кто опускался духовно и в чисто человеческом плане.
А опускался тот, у кого уже не оставалось больше никакой внутренней опоры. Бессрочное заключение приводило к переживанию утраты будущего.
Фраза, которой отчаявшийся отклонял все попытки подбодрить его, была типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Однако, по мнению Франкла, изначально вопрос о смысле жизни был поставлен неправильно. Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас.
Чувствуете, какая огромная разница? Спрашивайте судьбу, что она ждет от вас, и тогда есть шанс найти свой смысл жизни.
Франкл приводит в книге два примера, когда ему с помощью правильно заданного вопроса удалось доказать двум своим собратьям по несчастью, что умирать им пока рано — судьба еще что-то от них ждет.
Хорошенько подумав, они нашли то важное, что ждет их в будущем. Оказалось, что одного ждал на чужбине его обожаемый ребенок. Другого не ждал никто персонально, но его ждало дело. Он был ученым, готовил и издавал серию книг по географии. Она осталась незаконченной. Сделать эту работу вместо него не мог никто. Им было ради чего жить.
Несколько слов о том, где искать это важное, ради чего стоит жить. По мнению Виктора Франкла, жизнь может стать осмысленной только через работу или через любовь.
Первый путь — это путь совершения поступков или создания творений. Второй путь — путь переживания чего-либо, или переживания по поводу кого-либо. «Что-либо» относится к природе, культуре, а «кто-либо» — это другой человек, которого мы любим.
Если же человек нацелен только на решение материальных задач, рано или поздно он придет к экзистенциальному вакууму.
Благодаря таким наблюдениям, Франкл пришел к интересному выводу: чтобы помочь человеку подняться и найти свои смыслы, надо исследовать не глубины его личности, как делал Фрейд, а её высоты, иначе говоря, не комплексы, травмы, недостатки и т.д., а возможности, способности, таланты и т.д.
В конечном счете, какая разница, что у человека в минусе, когда у него такой потенциал в плюсе! Франкл считал, что цель психотерапии — раскрыть предельные возможности человека, помочь ему совершить прорыв в другое измерение. Когда это удается, уже не до неврозов и комплексов — и они исчезают сами собой.