Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху. Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценой здорового пахотного животного — вола. За кошку платили дорого — серебряными слитками в 205 гр. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить её хозяину компенсацию — одну гривну и здоровое животное взамен убитого.
«Ащё кто собаку убьётъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место». Сборник законов «Метрополичье правосудие», XIII век
И может быть, поэтому ценным животным дали имя в честь одного из важнейших богов славянского язычества — Велеса, покровителя скота и богатства.
Тем более, что у кошек было еще одно важное свойство. Они помогали сохранять в неприкосновенности запасы еды. Уберегали их от вездесущих мышей и крыс. После крещения Руси пользоваться языческим именем было уже не принято, но выход нашелся.
Кошек стали называть в честь святого, с которым в народе очень быстро отождествился Велес. Звали этого святого — Власий. Ну, а от кота Власьки до кота Васьки оставался один шаг.
К концу XVIII века кошки перестали быть штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» — кошки упоминались в 75 из них.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Доведется ж и коту с печи соскочить.
Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.
Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждёт.
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Он, как кошка, все на ноги падает.
В басне Крылова наглый мурлыка, знай себе, обгладывает курочку, пока повар его распекает. До сих пор мы в повседневной речи используем крылатое выражение: «А Васька слушает да ест». В дореволюционной России пушистых домашних любимцев, чаще всего, звали Васьками.
В советские времена самой частой кошачьей кличкой было Мурзик. А вот в литературе имя котов, по-прежнему, осталось Василий — Васька. И у Маршака в «Кошкином доме» был привратник — кот Василий. Ещё есть сказка у Алексея Толстого про кота Ваську, который железные зубы себе у колдуньи попросил.
Множество умных и хитрых котиков Васек в русской литературе и культуре — пруд пруди — и в русских сказках, и народных песнях, и в стихах, и в рассказах русских писателей.
Представьте себе детство без песен Шаинского, без веселых мультиков, без задорных ярких и запоминающихся мелодий…
Нет, такое невозможно представить. Мишки, зверюшки, зайчики и даже крокодилы — все пели, а заодно, очень ненавязчиво разъясняли, что без друзей ну никак нельзя обойтись на этом свете, что от улыбки перестанет плакать самый грустный дождик, а мама всегда обязательно найдет и придет к потерявшемуся мамонтенку…И главное сожаленье, это что День рожденья только раз в году.
Представьте себе, представьте себе… Нет, такое уже невозможно представить, а когда-то мир казался именно таким, четким, ясным и понятным во всем: как Дважды два — четыре и Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка, а если сложить еще и пару словечек, то обязательно получится ПЕ -СЕН-КА!
А песни действительно получались, может быть и не из пары словечек. Может быть это стоило невероятного труда, выдумки, фантазии, а главное большого таланта одаренного человека с душой вечного ребенка. Владимир Шаинский, гениальный композитор-песенник из нашего, увы, уже очень далекого детства. Без Шаинского наше детство было бы иным.
Владимир Яковлевич Шаинский — коренной киевлянин, появился на свет 12 декабря 1925 года, с 9 лет учился играть на скрипке во дворце пионеров, а уже через год оказался в 4 классе спецшколы при Киевской консерватории, хотя родители были далеки от музыки: отец – химик, мать – биолог.
Во время Великой Отечественной войны семья эвакуировалась в Ташкент. Владимир Яковлевич продолжал учебу в Ташкентской консерватории, а в 1943 году ушел в Красную Армию, служил в Средней Азии, в полку связи. Там же и первую песню сочинил, на стихи своего друга – о военных связистах.
В 1945 году – Московская консерватория, оркестровый факультет, затем три года работал с Утесовым в его оркестре, позже преподавал в музыкальной школе скрипку. И не переставал сочинять музыку, потому логичным было его поступление в 1962 году на композиторский факультет в консерваторию Баку. Окончив, вернулся в Москву.
Тут его композиторская биография круто устремилась ввысь: написал более 400 песен для знаменитых исполнителей, а значение песни для детей трудно переоценить.
Однажды, придя на студию грамзаписи «Мелодия», в отдел симфонической музыки, Шаинский так активно требовал директора студии, что испуганная заведующая отделом пожаловалась на него Юрию Энтину, в то время заведующему детской редакцией. Тот пошел знакомиться со столь странным композитором.
Это была историческая встреча. Шаинский претендовал на роль классического сочинителя и тут же, в течение 5 минут, напел Энтину на его стихи про мальчишку Антошку забавную песенку.
Шаинский для всех малышей нашей страны в течение более чем 40 лет был и остается столь же важен, как Барто, Маршак, Чуковский. Владимира Яковлевича не стало в ночь на 25 декабря. Он умер от онкологического заболевания, с которым боролся последние годы своей жизни.
Владимир Шаинский когда-то казался мне человеком странным. Я думал, что странно, когда тебе за девяносто иметь жену, которая младше тебя на сорок один год и рожать детей, увидеть которых взрослыми, у тебя очень мало шансов.
Он жил в США, а еще раньше жил в Израиле, где восхищал всех своим умением акробатически, стоя на одной ноге, пить водку. Однажды его ловили на патрульном катере береговой охраны, потому, что он решил заняться дайвингом возле военных кораблей. Фрик? Эпатажный старик? «Конечно да!»-отвечал я сам себе и был вполне удовлетворен этим ответом.
Внешне он похож на карлика, да и голос у него абсолютно лилипутский. А потом я понял простую вещь. Есть совсем немного людей в этом мире, не способных взрослеть. Только детям свойственна подобная непосредственность и нежелание думать о времени и старости, о том, что скажут или подумают о тебе другие люди.
Они свободны от комплекса «общественного мнения», они радуются сегодняшнему дню. Этому морю, этому солнцу, этим облакам, которые наверняка запляшут, этому кузнечику, который запиликал на скрипке.
Вы знаете, что он когда-то писал симфонии? Самые настоящие. Вы в курсе, что он играл в оркестре у Утесова? Мало кто об этом знает. И на то есть причина. «Антошка«, «Песенка крокодила Гены», «Голубой вагон», «Вместе весело шагать», «В траве сидел кузнечик», «По секрету всему свету», « Песенка мамонтенка» и ещё невероятное количество детских песен, на котором рос и я, и мои дети, и будут расти ещё многие поколения.
Это предназначение Шаинского, суть его гения, за которую ему можно простить и стариковские странности, и неугомонные шалости маленького человека с большим детским сердцем.
Он был рожден для того, чтобы оставаясь всю жизнь ребенком, дарить себя же другим детям. Тем детям, которые умеют взрослеть, в отличии от него.
И дети взрослели и покидали мир, где поют «Ля-ля-ля, жу-жу-жу» и «Учат в школе». А Шаинский оставался. Сегодня детских песен так уже не пишут.
А если и пишут, то до Шаинского этим песням катастрофически далеко. Может быть они и есть, но в детских садах и школах звучит « Спой мне песню, перепелка перепелочка». И наверное это хорошо.
12 декабря 1925 года родился легендарный композитор Владимир Шаинский.
В наши дни композитор известен, в первую очередь, произведениями для детей. Это и музыка к огромному количеству детских песен, и опера «Трое против Марабука», и мюзиклы «Путешествие Нильса», «По сказкам и континентам», «Восьмое чудо света».
Но наибольшую популярность Шаинскому принесли его песни к мультфильмам и киносказкам. Среди них «Трям, здравствуйте!», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Финист, ясный сокол», «Анискин и Фантомас», «Мама для Мамонтёнка», «Антошка» и многие другие.
За свой вклад в отечественную музыку и культуру Владимир Яковлевич был награжден премиями, орденами и медалями, получил звание Народный артист РСФСР и Заслуженный деятель искусств РСФСР. Заслуги композитора многократно отмечены международными медалями и премиями.
В 1958 году американский писатель, нобелевский лауреат Джон Стейнбек получил письмо от старшего сына. Подросток писал, что отчаянно влюбился в девушку по имени Сьюзен, свою школьную подругу.
Автор «Гроздьев гнева», «К востоку от рая» и «О мышах и людях» написал ответ в тот же день. Его письмо сыну – бесконечно мудрое и нежное – не устарело по сей день.
Джон Стенбейк
Его письмо сыну – бесконечно мудрое и нежное – не устарело по сей день.
«Мой дорогой Том, мы с мамой получили твое письмо сегодня утром. Я поделюсь своими мыслями, и, конечно, Элейн тоже напишет тебе.
Первое – если ты влюблен – это очень хорошо. В общем-то, это лучшее, что может случиться с человеком. Не позволяй никому унижать твою любовь или смеяться над ней.
Второе – есть две разновидности любви. Одна – себялюбивая, скупая, алчная и эгоистичная, когда люди используют друг друга, чтобы потешить свое самолюбие. Это больная любовь.
Другая раскрывает все лучшее в тебе – доброту, заботу и уважение. Я имею в виду не просто вежливость, а глубокое уважение, когда ты признаешь в другом человеке уникальную и драгоценную личность.
Одна любовь может заставить тебя чувствовать себя несчастным, маленьким и слабым, а другая – открыть в себе силу, храбрость, великодушие и даже мудрость, о которых ты не подозревал.
Ты говоришь, что у тебя не детская любовь. Что ж, если ты чувствуешь так глубоко, – безусловно, это не мальчишеское увлечение.
Но я не думаю, что ты хотел, чтобы я рассказывал тебе о твоих чувствах. Ты сам знаешь их лучше, чем кто-либо. Ты хотел, чтобы я подсказал тебе, что делать, – и тут я действительно могу помочь.
Во-первых – наслаждайся, блаженствуй в своей любви и будь очень благодарен за то, что тебе дано испытать это чувство. Объект любви – лучшее и самое прекрасное, что может быть на свете. Постарайся ему соответствовать.
Если ты любишь кого-то – нет ничего страшного в том, чтобы об этом сказать. Только ты должен помнить, что некоторые люди очень стеснительны, поэтому нужно быть осторожным и мягким, чтобы не ранить их.
Девочки умеют понимать твои чувства без слов, но обычно хотят, чтобы ты сказал о них вслух. Иногда случается, что по какой-то причине наша любовь не встречает взаимности – но это не делает ее менее ценной и настоящей.
Последнее – я знаю, что у тебя на душе, потому что чувствую то же самое, и я счастлив, что теперь и тебе знакомо это чувство. Мы будем рады познакомиться со Сьюзен. Наш дом всегда открыт для нее.
Лучше обсудить подготовку встречи с Элейн, потому что это ее вотчина, и ей будет приятно. Твоя мама тоже знает о любви, возможно, она поможет тебе больше, чем я.
И не бойся потерять свою любовь. Если она настоящая, то не исчезнет. Самое главное – не торопиться. Хорошее остается с нами навсегда.