День распогодился с закатом. Сквозь стёкла в старый кабинет Льёт солнце золотистый свет; Широким палевым квадратом Окно рисует на стене, А в нём бессильно, как во сне, Скользит трепещущим узором Тень от берёзы над забором… Как грустно на закате мне!
Зачем ты, солнце, на прощанье, В своём сиянье золотом, Вошло в мой одинокий дом? Он пуст, в нём вечное молчанье! Я был спокоен за трудом, Я позабыл твоё сиянье: Зачем же думы о былом И это грустное веселье В давно безлюдной, тихой келье?
КАКОЙ БЫЛА В МОЛОДОСТИ ГЛАВНАЯ ГЕРОИНЯ «ТИТАНИКА»: Как 100-летняя Глория Стюарт разрушала голливудские стереотипы
Нашумевший фильм-катастрофа «Титаник» стал одним из самых кассовых проектов в истории мирового кинематографа, его посмотрели миллионы зрителей во всем мире, а актеры, сыгравшие главные роли, превратились в суперзвезд. Правда, все лавры достались, в основном, Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, хотя в фильме была еще одна яркая актриса, сыгравшая Роуз в старости. За эту роль она была номинирована на «Оскар» и «Золотой глобус». Почему так случилось, слава пришла к ней только в 87 лет, и как актриса разрушила все традиционные представления об актерской профессии – далее в обзоре.
Глория Фрэнсис Стюарт появилась на свет 4 июля 1910 г. в семье американского адвоката. С самого детства она была бойкой и умела постоять за себя. Правда, не всегда это для нее имело позитивные последствия. Из начальной школы Глорию отчислили за то, что она пнула наставницу, причем совершенно не раскаивалась в своем поступке – заявила, что учительница это заслужила. В средней школе девочка сумела направить свою неуемную энергию в нужное русло – она увлеклась литературой и театром, писала рассказы и стихи, а в старших классах подрабатывала репортером в местной газете. В университете в Беркли Глория изучала философию и драматическое искусство, участвовала в студенческих спектаклях, писала статьи в газету и вела литературный журнал университета.
После окончания учебы Глория Стюарт начала выступать на театральной сцене, где ее заметили представители киностудии «Universal Studios» и предложили ей подписать контракт. В 22 года она начала сниматься в кино и в 1930-х гг. стала одной из самых перспективных и востребованных молодых актрис. Но несмотря на то, что актриса много снималась, ей чаще всего доставались роли второго плана, а кинокритики в своих статьях упоминали имена других актрис.
В 1930-х гг. Глория Стюарт говорила, что ей надоело быть «экранной подружкой Ширли Темпл» – самой юной обладательницы премии «Оскар», которая еще в 6 лет была удостоена престижной награды и стала в 1930-х гг. одной из самых высокооплачиваемых актрис, обойдя своих взрослых конкуренток. Даже самые яркие роли Глории Стюарт оставались незамеченными, ее не критиковали – попросту игнорировали. Так, например, в фильме «Три мушкетера» она сыграла королеву Анну, все афиши украшал ее портрет, но кинокритики восхваляли работу других актеров, а о ней снова молчали.
В результате в конце 1930-х гг. киностудия не стала продлевать контракт с актрисой. А она и не хотела больше сниматься, объясняя это так: «Мне надоели мои глупые и смазливые героини-секретарши!.. Я прекратила сниматься в 1939 году, потому что ненавидела свои роли – девушка-детектив, девушка-репортёр… Сценарии, которые мне предлагали на студии «Universal», не были полным мусором, но они не были первосортными. И не были второсортными. Или третьесортными. Максимум – четверосортными… У меня не получилось стать Гретой Гарбо. Ужас. Просто ужас. Мне понадобилось много времени, чтобы с этим смириться, но я справилась».
После этого пауза в кинокарьере Глории Стюарт продолжалась более 30 лет. Но в это время актриса смогла реализоваться в других сферах деятельности – она занялась декупажем, изготавливала комоды, столики, зеркала, настольные лампы и даже открыла собственный мебельный магазинчик. Во время Второй мировой войны актриса рвалась в концертные бригады, выступающие перед бойцами, но ее супруг не позволил ей этим заниматься. Но это не помешало Глории гастролировать по стране и посещать госпитали. В начале 1950-х гг. актриса брала уроки живописи, и в этом увлечении тоже достигла успехов – ее работы экспонировались в престижных галереях. Иногда ее приглашали сниматься в кино, но она отказывалась – ей казалось, что ее кинокарьера уже завершилась.
Спустя 30 лет Глория Стюарт все же вернулась на экраны – все-таки актерская профессия была ее призванием. Она наняла агента, который помог ей получить сначала небольшие роли на телевидении, а затем и более заметные роли в кино. Но звездный час, который у большинства ее коллег приходится на молодые годы, настал для нее только после 85!
Позже она не раз рассказывала о том дне, который помнила до конца жизни: однажды в мае 1996 г. ей позвонили и предложили сыграть главную героиню в старости в проекте Джеймса Кэмерона «Титаник». На следующий день к ней приехал директор по кастингу и его помощница с видеокамерой, а еще через день приехал и сам Кэмерон. Актриса вспоминала: «Я нисколько не нервничала. Я знала, что прочитала отрывок из роли с сочувствием и нежностью, как того хотел режиссер». Правда, ее немного задевало то, что ей предложили роль такой пожилой героини: ей был по сценарию 101 год, а самой актрисе – всего-то 86! Так Глория Стюарт получила свою звездную роль, которая наконец принесла ей мировую славу и признание, а в 87 лет попала в список 50 самых привлекательных людей мира по версии журнала «People».
Из всего актерского состава фильма Глория была единственной, кто застал крушение «Титаника» – правда, в 1912 г. ей было всего 2 года. Через полтора месяца после премьеры фильма Глория Стюарт была номинирована на «Золотой глобус», а вскоре – и на «Оскар» за роль второго плана. И хотя награда ей не досталась, весь зал на церемонии вручения премии аплодировал ей стоя. А на ее шее красовалась копия того самого ожерелья «Сердце океана», в котором ее героиня появлялась в фильме. В 1998 г. Глория Стюарт получила премию Гильдии киноактеров за лучшую женскую роль, а спустя 2 года ей вручили приз Гильдии за многолетнюю работу в кино. После этого она снималась до 2005 г., пока позволяло здоровье.
Глория Стюарт прожила долгую и насыщенную событиями жизнь. Все поражались ее энергии и трудоспособности. Даже серьезные проблемы со здоровьем не помешали продолжению ее актерской карьеры. После 70 лет у нее обнаружили рак молочной железы, сделали операцию, и болезнь отступила. А в 94 года у актрисы диагностировали рак легких (на протяжении многих лет она оставалась заядлой курильщицей). С этим диагнозом Глория прожила еще 6 лет и скончалась от дыхательной недостаточности через несколько месяцев после своего 100-летия – в том же возрасте, в котором была ее героиня в «Титанике».
Леонардо Ди Каприо о ней говорил: «Она была фантастически сильной и на экране, и в жизни. Совершенно очаровательная женщина, замечательная актриса, человек, который всегда готов был бороться за то, во что он верит. Она была одной из последних великих актрис голливудского золотого века. Для меня честью было с ней поработать, и мне будет ее не хватать».
Она ушла из жизни абсолютно счастливым человеком – только на склоне лет Глория Стюарт получила все, о чем только можно было мечтать: славу, признание, награды, материальное благополучие. У нее была дочь, четверо внуков и двенадцать правнуков, которые окружали ее любовью и заботой. Остается только восхищаться талантом, жизнелюбием и очарованием этой неординарной звезды Голливуда, разрушившей все стереотипы об актерской карьере!
Двадцать пять цитат из легендарной книги Льюиса Кэрола
1. Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
2. Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!
3. — Нельзя поверить в невозможное! — Просто у тебя мало опыта, — заметила Королева. – В твоем возрасте я уделяла этому полчаса каждый день! В иные дни я успевала поверить в десяток невозможностей до завтрака!
4. Знаешь, одна из самых серьезных потерь в битве — это потеря головы.
5. Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас наконец завтра»? 6. Мало кто находит выход, некоторые не видят его, даже если найдут, а многие даже не ищут.
7. — Серьёзное отношение к чему бы то ни было в этом мире является роковой ошибкой. — А жизнь — это серьёзно? — О да, жизнь — это серьёзно! Но не очень…
8. Видала я такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь!
9. Лучший способ объяснить — это самому сделать.
10. Если бы каждый человек занимался своим делом, Земля бы вертелась быстрее.
11. — А где я могу найти кого-нибудь нормального? — Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.
12. Подумать только, что из-за какой-то вещи можно так уменьшиться, что превратиться в ничто.
13. Как она ни пыталась, она не могла найти тут ни тени смысла, хотя все слова были ей совершенно понятны.
14. Если в голове пусто, увы, самое большое чувство юмора вас не спасёт.
15. — Что ты хочешь? — Я хочу убить время. — Время очень не любит, когда его убивают.
16. Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто.
17. — Не грусти, — сказала Алисa. — Рано или поздно все станет понятно, все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно.
18. — А что это за звуки, вон там? — спросила Алиса, кивнув на весьма укромные заросли какой-то симпатичной растительности на краю сада. — А это чудеса, – равнодушно пояснил Чеширский Кот. — И.. И что же они там делают? — поинтересовалась девочка, неминуемо краснея. — Как и положено, — Кот зевнул. — Случаются…
19. Если бы это было так, это бы ещё ничего. Если бы, конечно, оно так и было. Но так как это не так, так оно и не этак. Такова логика вещей.
20. Все, что сказано три раза, становится истиной.
21. Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться.
22. Десять ночей в десять раз теплее, чем одна. И в десять раз холоднее.
23. — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
24. План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
25. Если в мире всё бессмысленно, — сказала Алиса, — что мешает выдумать какой-нибудь смысл?
Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне.
Вы говорили: Нам пора расстаться, Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз.
Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу Лица не увидать. Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состоянье.
Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.
Ну кто из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я, Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.
Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий…
Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому!
Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был, И что со мною сталось!
Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне… Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен.
Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин. Сергей Александрович Есенин 1924г.