Есть три ловушки, которые воруют радость и мир
Николай Алексеевич Сличенко
«Вероятно, моя самая большая страсть в жизни — это музыка и пение. Я, конечно, родился с этим чувством — ведь я цыган»
Николай Сличенко
2 июля 2021 года ушел из жизни великий актер,легендарная личность ,народный артист СССР ,художественный руководитель цыганского театра» Ромэн » Николай Алексеевич Сличенко .Он был единственным цыганским артистом, удостоенным звания народного артиста СССР. Большинство своих ролей он сыграл на театральной сцене, но миллионам зрителей запомнился в образе помощника Назара Думы Петри Бессарабца из фильма «Свадьба в Малиновке». За границей его называли легендарным цыганом.
Светлая память легенде!
В 1930 году среди московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Идею горячо поддержал уже не нарком просвещения, но всё ещё сохранивший большое влияние Луначарский.
И не только потому, что в этот период в Советском Союзе стали активно создавать национальные театры. Создание цыганского театра напрашивалось само собой. С того времени, когда цыгане поселились в России, русскую культуру невозможно представить без них. Без цыганских песен и плясок.
У истоков новой студии были выдающийся цыганский литератор Иван Ром-Лебедев и режиссёр Моисей Исаакович Гольдблат, ставший … создателем и первым художественным руководителем нового коллектива(1931 — 1937).
24 января 1931 года состоялось торжественное открытие, а в конце того же года, 16 декабря, актёры цыганской студии показали свой первый музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах».
Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к оседлой жизни и о молодёжи, порывающей со своим кочевым прошлым. После успешнейшей премьеры студию преобразовали в цыганский театр «Ромэн»…
С 1966 по 1977 год «Ромэн» возглавлял Семён Аронович Баркан. Он открыл миру множество цыганских актёров, воспитал и подготовил режиссёров. Поднял цыганское искусство на новую, замечательную высоту.
Именно при Баркане ведущим актёром театра стал талантливый цыганский артист Николай Сличенко. А с 1977 по июль 2021 театром бессменно руководил уже сам Сличенко.
Он был неподражаемым актёром, талантливейшим театральным режиссёром, мудрым педагогом, влиятельным общественным деятелем… А самое главное, любимцем миллионов, десятков миллионов благодарных зрителей…
Толпы людей поднимали любимого артиста вместе с автомобилем на руках и несли. А уж после выхода фильма «Свадьба в Малиновке» Сличенко полюбили все женщины страны.
Когда он отмечал один из своих юбилеев, к театру подъехали вереницы автомобилей. Такого столпотворения даже старожилы не помнили. Только для вывоза букетов потребовались 8-10 грузовиков. Кому бы еще столько принесли!
А поток поздравлявших не стал меньше и к полуночи. Пришлось силой его перекрыть. Люди скандалили, кричали: всем хотелось поздравить юбиляра. У театра собрались толпы поклонников. Разошлись глубокой ночью.
Вот такая слава и любовь была у Николая Сличенко. Ей он предпочел кропотливый труд и уединение. На достигнутом не останавливался – вообще был великим тружеником.
Окончил режиссерские курсы у Андрея Гончарова, сам ставил спектакли.
У Николая Сличенко – два сына и дочь, которую, как и жену, зовут Тамилла. Она тоже актриса «Ромэна».
В 2015 году на «Мосфильме» прошла премьера ее дебютной дилогии – короткометражных фильмов «Любовь есть» и «Грех». Они рассказали о том, как отец жертвует собой ради дочери и ее еще не рожденного ребенка.
На премьеру Сличенко приехал с женой Тамиллой – сидели они в первом ряду и были невероятно счастливы. Это был один из немногих его выходов в свет.
Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.
Эта пара излучает своим единством некую ауру добра и света, которая привносит гармонию в далеко не легкий мир театра. На вопрос: в чем секрет их супружеского счастья, они отвечают: » Мы уверены, наш союз был заключен на небесах. Когда есть подлинное чувство, то со временем оно становится только крепче.»
Из интервью Н. А. Сличенко:
«Я ведь ребенок войны. Мы жили в Харькове. У папы моего был друг — дядя Саша, по национальности еврей.
Когда пришли фашисты в Харьков, начали в первую очередь расстреливать евреев. Папа отдал дяде Саше свой паспорт, и тому удалось уйти. У папы в паспорте было написано «украинец».
А через две недели, под Крещение, папу арестовали и расстреляли. Тут уж никаких документов не спрашивали — цыган, и всё. Немцы брали Харьков дважды, как вам известно.
Когда они отступили в первый раз, мы видим: едет по дороге машина, полуторка, — и прямо к нашим воротам.
Выходит из кабины дядя Саша — в военной форме. Привез нам четверть кузова картошки. Представляете, что это значило тогда? У меня бабушка умерла от голода…
Мы, пацанье, бегаем вокруг этой машины, радуемся, и вдруг я обращаю внимание: поодаль стоят дядя Саша и мама и навзрыд плачут. Это мама ему рассказала, что папы больше нет…
… И вот, когда фашист снова подходил к Харькову… мы ушли.
Была повозка, была лошадка, мы сели все: ребятишки, нас было четверо, я старший, дедушка и мама с .. иконой в руках. Уезжали многие цыгане — подвод пятнадцать было.
По ночам фашистские самолеты освещали наш обоз и бомбили. Все разбегались — по грудь в сугробах, а мама никого не отпускала, мы сидели в своей повозке, и икона с нами. Дорога тяжелая, невыносимая.
Только остановишься в какой-нибудь деревне отдохнуть — бегут, стучат в окно: «Цыгане, уходите! Немцы близко!»…
Этого словами не расскажешь. Ни в кино показать, ни в театре — что тогда творилось. Не дай Бог никому.»
Инет