Николай Алексеевич Сличенко

размещено в: Певцы и певицы | 0

«Вероятно, моя самая большая страсть в жизни — это музыка и пение. Я, конечно, родился с этим чувством — ведь я цыган»

Николай Сличенко

2 июля 2021 года ушел из жизни великий актер,легендарная личность ,народный артист СССР ,художественный руководитель цыганского театра» Ромэн » Николай Алексеевич Сличенко .Он был единственным цыганским артистом, удостоенным звания народного артиста СССР. Большинство своих ролей он сыграл на театральной сцене, но миллионам зрителей запомнился в образе помощника Назара Думы Петри Бессарабца из фильма «Свадьба в Малиновке». За границей его называли легендарным цыганом.
Светлая память легенде!

Никола́й Алексе́евич Сличе́нко — советский и российский актёр, театральный режиссёр, певец, педагог, общественный деятель; народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства РФ. Википедия
Родился: 27 декабря 1934 г. (86 лет), Белгород, СССР
Умер худрук театра «Ромэн» Николай Алексеевич Сличенко.
 
В Москве на 87-м году жизни скончался народный артист СССР, лауреат госпремии СССР и художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко.
 
Об этом 2 июля сообщила пресс-служба театра.
 
Еще одна легенда шла из жизни. Артист сыграл свыше 60 ролей.
 
Широкой публике Сличенко наиболее известен по таким фильмам, как «В дождь и в солнце»(1960), «Свадьба в Малиновке»(1967), «Военно-полевой романс»(1983) и других. 
 

В 1930 году среди московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Идею горячо поддержал уже не нарком просвещения, но всё ещё сохранивший большое влияние Луначарский.

И не только потому, что в этот период в Советском Союзе стали активно создавать национальные театры. Создание цыганского театра напрашивалось само собой. С того времени, когда цыгане поселились в России, русскую культуру невозможно представить без них. Без цыганских песен и плясок.

У истоков новой студии были выдающийся цыганский литератор Иван Ром-Лебедев и режиссёр Моисей Исаакович Гольдблат, ставший … создателем и первым художественным руководителем нового коллектива(1931 — 1937).

24 января 1931 года состоялось торжественное открытие, а в конце того же года, 16 декабря, актёры цыганской студии показали свой первый музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах».

Спектакль рассказывал о сложном переходе цыган к оседлой жизни и о молодёжи, порывающей со своим кочевым прошлым. После успешнейшей премьеры студию преобразовали в цыганский театр «Ромэн»…

С 1966 по 1977 год «Ромэн» возглавлял Семён Аронович Баркан. Он открыл миру множество цыганских актёров, воспитал и подготовил режиссёров. Поднял цыганское искусство на новую, замечательную высоту.

Именно при Баркане ведущим актёром театра стал  талантливый цыганский артист Николай Сличенко. А с 1977 по июль 2021 театром бессменно руководил уже сам Сличенко.

Он был неподражаемым актёром, талантливейшим театральным режиссёром, мудрым педагогом, влиятельным общественным деятелем… А самое главное, любимцем миллионов, десятков миллионов благодарных зрителей…

С 1977 года он возглавлял единственный в мире профессиональный театр цыган «Ромэн». А пришел в него в свои 16 лет.
Провожали его в Москву всем цыганским колхозом. Чтобы доехать до столицы, пришлось продать мешок пшеницы.  
За свою жизнь он исколесил всю страну. Еще до прихода в театр, как и положено настоящему цыгану, покочевал.
 
Родился Николай Сличенко в Белгороде, а по некоторым данным – в Харькове, благо они рядом.  Во время войны на его глазах расстреляли отца. А после ее окончания мальчик работал в  цыганском колхозе под Воронежем.
 
Его яркие актерские данные оценили рано и отправили в 16 лет в Москву – поступать в «Ромэн». Его взяли во вспомогательный состав. Играл он много, слава его гремела, собирал на своих концертах стадионы. Божественно исполнял романсы.

Толпы людей поднимали любимого артиста вместе с автомобилем на руках и несли. А уж после выхода фильма «Свадьба в Малиновке» Сличенко полюбили все женщины страны.

Когда он отмечал один из своих юбилеев, к театру подъехали вереницы автомобилей. Такого столпотворения даже старожилы не помнили. Только для вывоза букетов потребовались 8-10 грузовиков. Кому бы еще столько принесли!

А поток поздравлявших не стал меньше и к полуночи. Пришлось силой его перекрыть. Люди скандалили, кричали: всем хотелось поздравить юбиляра. У театра собрались толпы поклонников. Разошлись глубокой ночью.

Вот такая  слава и любовь была у Николая Сличенко. Ей он предпочел кропотливый труд  и уединение. На достигнутом не останавливался – вообще был великим тружеником.

Окончил режиссерские курсы у Андрея Гончарова, сам ставил спектакли.  

У Николая Сличенко – два сына и дочь, которую, как и жену, зовут Тамилла. Она тоже актриса «Ромэна».

В 2015 году на «Мосфильме» прошла премьера ее дебютной дилогии – короткометражных фильмов «Любовь есть» и «Грех». Они рассказали о том, как отец жертвует собой ради дочери и ее еще не рожденного ребенка.

На премьеру Сличенко приехал с женой Тамиллой – сидели они в первом ряду и были невероятно счастливы. Это был один из немногих его выходов в свет. 

Одна знаменитая оперная дива сказала, что готова положить жизнь к его ногам. Поклонницы безнадежно вздыхали, а он всю жизнь боготворил только одну женщину.

В цыганском театре родился не только крепкий творческий союз, но и семья, которая более чем за пятьдесят лет не утратила нежных чувств друг к другу.
 
Тамила и Николай могут часами молча смотреть на огонь в камине в своем загородном доме, молчать, но только бы быть рядом, чувствовать тепло и видеть родные глаза.
 
У пары уже взрослые дети, много внуков и правнуков, но жена и сейчас — его муза, а он — ее оплот.
 
Молодая семья: Николай Сличенко с женой и дочерью.

Эта пара излучает своим единством некую ауру добра и света, которая привносит гармонию в далеко не легкий мир театра. На вопрос: в чем секрет их супружеского счастья, они отвечают: » Мы уверены, наш союз был заключен на небесах. Когда есть подлинное чувство, то со временем оно становится только крепче.»

Обложка грампластинки

Из интервью Н. А. Сличенко:

«Я ведь ребенок войны. Мы жили в Харькове. У папы моего был друг — дядя Саша, по национальности еврей.

Когда пришли фашисты в Харьков, начали в первую очередь расстреливать евреев. Папа отдал дяде Саше свой паспорт, и тому удалось уйти. У папы в паспорте было написано «украинец».

А через две недели, под Крещение, папу арестовали и расстреляли. Тут уж никаких документов не спрашивали — цыган, и всё. Немцы брали Харьков дважды, как вам известно.

Когда они отступили в первый раз, мы видим: едет по дороге машина, полуторка, — и прямо к нашим воротам.

Выходит из кабины дядя Саша — в военной форме. Привез нам четверть кузова картошки. Представляете, что это значило тогда? У меня бабушка умерла от голода…

Мы, пацанье, бегаем вокруг этой машины, радуемся, и вдруг я обращаю внимание: поодаль стоят дядя Саша и мама и навзрыд плачут. Это мама ему рассказала, что папы больше нет…

… И вот, когда фашист снова подходил к Харькову… мы ушли.

Была повозка, была лошадка, мы сели все: ребятишки, нас было четверо, я старший, дедушка и мама с .. иконой в руках. Уезжали многие цыгане — подвод пятнадцать было.

По ночам фашистские самолеты освещали наш обоз и бомбили. Все разбегались — по грудь в сугробах, а мама никого не отпускала, мы сидели в своей повозке, и икона с нами. Дорога тяжелая, невыносимая.

Только остановишься в какой-нибудь деревне отдохнуть — бегут, стучат в окно: «Цыгане, уходите! Немцы близко!»…

Этого словами не расскажешь. Ни в кино показать, ни в театре — что тогда творилось. Не дай Бог никому.»

Инет

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: