Ее даже в пример приводят, когда рассказывают, как не должна себя вести жена успешного мужчины. Мэри Тодд была истерична. Ревнива до безобразия. Однажды она плеснула в президента горячим кофе, а один раз — метнула в него кофейник.
Она приказывала ему уволить генерала за то, что жена этого генерала скакала на лошади вслед за лошадью, на которой сидел Линкольн. Ругалась и сцены устраивала. А кроме того, посещала спиритов и верила в мистику. Помешанная психопатка, бедный президент, как только он с ей жил! После убийства мужа Мэри Тодд сошла с ума и кончила свои дни в нищете. Как говорится, этого следовало ожидать.
Люди ничего не понимают, вот и все. Они видели пару супружеских сцен — у кого их нет? Слышали про спиритов. Читали про психическое заболевание. И сделали выводы.
Только вот в чем дело. Именно с Мэри Тодд Авраам Линкольн стал Президентом Америки. Она за него вышла, когда он был простым юристом. А она была богачкой, аристократкой, за ней ухаживал богатый поклонник. Но она выбрала «Честного Эйба», такое было прозвище у Линкольна.
Она ответила согласием тому, кого три раза отвергали другие невесты. Бедному безвестному человеку из народа, который прежде работал землемером и почтмейстером, не имел образования и никаких надежд на будущее. Она сразу сказала: «Он будет Президентом!», — и вышла за него вопреки воле родителей.
А он ее любил. Как только может любить Честный Эйб свою жену. И про характер жены говорил: «у нее зажигательный характер!». И на брачной церемонии пошутил так: «скорее впрягите меня в семейный воз, я хочу везти тележку!», — примерно так. И вез. А груз был тяжелым: из четверых детей трое умерли, не достигнув 19 лет. И характер у Мэри Тодд был так себе: ревнивый и резкий. И работы было полно, ведь Линкольн стал президентом. И вдвоем с женой они освободили Америку от рабства.
К спиритам они ходили вместе, вот в чем дело. Авраам Линкольн именно от спиритов и услышал совет духов: «освободи Америку от рабтства!». И освободил. Он тоже был странным; таким же как его жена. Рабов освободил, за права женщин боролся, приказал бесплатно раздать землю тем, кто в ней нуждался. Много чего сделал этот странный человек в этом странном браке со странной женой. Они отлично подходили друг другу, вот в чем дело. И в их жизни было много удивительных и загадочных совпадений.
Линкольна убили на глазах жены. И она сошла с ума после этого. Она спала только на половине кровати, потому что на второй половине спал ее Честный Эйб — она его чувствовала и видела. И говорила с ним. А потом умерла — что ей здесь было делать без него? Без того, кого она любила, бешено ревновала, обливала кофе и обнимала по ночам. Даже после смерти.
А может, он действительно спал рядом с ней, откуда нам знать? Ведь Авраама Линкольна видел потом Черчилль и многие коронованные особы в Белом доме. Он просто стоял и улыбался, словно знал какую-то тайну. Хорошую тайну. Добрый секрет. О том, что со смертью ничего не кончается.
Именно Авраам Линкольн первым поставил «смайлик», как выяснилось недавно. Это было послание, которое он нам передал: 🙂. Улыбка. Улыбка означает, что никто не знает ничего о любви между супругами. Об отношениях родственных душ. И о том, что будет после смерти.
А он знал. И она знала. 🙂 — вот и все, что они нам написали бы в ответ на рассказы о плохой жене Президента… Мелом на доске для спиритических сеансов. Или — на запотевшем окне, через которое тоже ведь ничего не видно. И кажется, что другого мира нет…#аннакирьянова #философияжизни
1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом А.С.МАКАРЕНКО в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века – это А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер.
«Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». Эта цитата одна из самых запоминающихся, на мой скромный взгляд, вошедшая в книгу — собрание сочинений из 7 томов. Автором этой книги является — один из самых выдающихся советских педагогов XX века. Это сейчас его система так популярна в Европе, в азиатских странах, но не актуальна в России. Это сейчас и сегодня мы можем всё — осознанно забыть, стереть, не принимать…
Вспомните, когда вы в последний раз слышали упоминание имени Макаренко? В связи с какой-нибудь серьёзной статьёй на тему о воспитании подрастающего поколения? В какой-либо публичной дискуссии о вопросах образования? Сомневаюсь. Скорее всего в обычном разговоре в ироническом контексте: мол, тоже мне, Макаренко нашёлся…
Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд – «Педагогическую поэму» (1935) – сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Это ли не свидетельство международного уважения и признания заслуг?
А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу. Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле? Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?
Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.
Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время? В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный теоретический и практический вклад внёс А.С. Макаренко.
Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко.
Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
В эти цифры трудно поверить, но факт – вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.
Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД, т.е. хайтека своего времени. Дети смогли освоить сложные технологии, успешно работали и выдавали продукцию, пользующуюся огромным спросом.
Смело, не правда ли? Попробуйте представить себе колонию для малолетних преступников, которая производит антивирусные программы или компьютерные приставки!
Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья – врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней – любил военную форму, дисциплину, армейский порядок. Имея совершенно непрезентабельную внешность – круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос – пользовался успехом у красивых женщин.
Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой. Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко.
А вот в Россию, на родину, его система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще вернуться к первоисточникам? происхождение
«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». • «Если мало способностей, то требовать отличную учёбу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома».
«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» «Отказаться от риска — значит отказаться от творчества». «Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно».
«Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство». • «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…»
«С вершин „олимпийских" кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… „Олимпийцы" презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое». «Книги — это переплетённые люди»
Их роман в своё время вызвал массу пересудов в светском обществе. И дело было вовсе не в том, что Андрей Вознесенский влюбился в женщину, которая была старше на 9 лет. Вызывало недоумение общества как раз другое: как Зоя Богуславская, успешная писательница, вдруг решила променять свой стабильный благополучный брак на жизнь с поэтом, у которого за душой не было практически ничего. А они просто были счастливы без малого полвека
Он увидел её и влюбился мгновенно, словно получив солнечный удар. Он – скандальный и опальный поэт, друживший со многими учёными и литераторами. Андрей Вознесенский вдруг понял, что без этой женщины не сможет жить. Зоя Богуславская в то время состояла во втором браке и вместе с мужем Борисом Каганом воспитывала сына Леонида. Семья была вполне благополучной, Зоя ничего не собиралась менять в своей жизни, а внимание поэта, скорее, обременяло её, а вовсе не льстило самолюбию.
Андрей Вознесенский со всем пылом влюблённого принялся очаровывать и завоёвывать. Он умел делать романтические сюрпризы, способные растопить любое женское сердце. Но только не Зоино. Она была крепка, как скала. Поэт надежды не терял и, когда возлюбленная вместе с сыном отправилась в круиз по Волге, решил устроить «тотальную атаку», как назовёт это позже Зоя Богуславская.
На каждом причале Зое Борисовне вручали цветы и телеграммы от Андрея Вознесенского. Все пассажиры теплохода с любопытством наблюдали за разворачивающимися событиями, а женщина была так раздосадована пристальным вниманием к себе, что пообещала при встрече лишить назойливого поклонника жизни. Конечно, встреча во время очередной остановки теплохода в Петрозаводске со стороны выглядела почти мирной, ведь Зоя Богуславская могла держать себя в руках. Но она довольно резко попросила поэта перестать её преследовать. Он дал слово. И ушёл, поникший, побледневший и такой несчастный.
В тот момент сердце Зои Богуславской сжалось. Она вообще не любила обижать людей и уж тем более не хотела, чтобы её резкость стала причиной страданий Вознесенского. И уже на следующей остановке в Вознесенске она отправила поэту примирительную телеграмму. Ответом на неё было молчание. Она вернулась из круиза, но от Вознесенского по-прежнему не было никаких вестей. Кажется, он был намерен сдержать своё обещание и никогда больше не появляться рядом с ней.
Сначала ей позвонила мама поэта, поинтересовавшаяся, не знает ли Зоя, где её Андрей. Антонина Сергеевна выбор сына категорически не одобряла, но ей казалось, что только Зоя может точно знать, где может быть Вознесенский. Звонок от него раздался через неделю. Он гордо заявил о том, что не намерен становиться в очередь поклонников писательницы. Правда, уже на следующий день он согласился стоять в очереди, ждать, смиряться, лишь бы она не прогоняла его. Бастионы рухнули, Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская стали встречаться.
Спустя две недели она под диктовку Вознесенского уже писала заявление о разводе. Борис Каган умолял жену не делать глупостей. У них семья, сын, налаженная обеспеченная жизнь, а что мог предложить ей опальный поэт? Съёмные углы, нищенское существование или того хуже – выезд из страны, которым ему угрожали в то время? Муж даже предложил Зое Борисовне вернуться к разговору о разводе через год, когда страсти утихнут. Но она свой выбор сделала и считала его единственно возможным.
Подруги Зои Богуславской были уверены: она никогда не станет женой Вознесенского, всё ограничится лишь красивым, но скоротечным романом. Но они расписались в 1964 году, а после ещё два года скитались по съёмным углам, пока поэт не решился написать заявление о выделении его семье жилплощади. Квартиру в результате они получили благодаря содействию Сергея Михалкова, стоявшего во главе Московской писательской организации.
После их заселения в квартире, кажется, побывали все знакомые, осведомлённые о романе Вознесенского и Богуславской. Но ещё больше было телефонных звонков. Андрею Андреевичу рассказывали подробности личной жизни его супруги, Зое Борисовне не только рассказывали, но ещё и угрожали многочисленные поклонницы поэта. Она же оставалась выше всей этой суеты, понимая, что вокруг мужа всегда будут женщины. Растрачивать свою жизнь на страдания и ревность было бы глупо, ведь вокруг так много всего интересного. Как признавалась позже сама Зоя Богуславская, их семья, несмотря ни на что, всегда оставалась их крепостью и оплотом «в океане житейских будней». Их брачные узы оказались очень крепкими. Она стала для Вознесенского первой и единственной женой. Она была уверена в его преданности. Да, были в его жизни романы и увлечения, были женщины и звёзды, но это могло бы иметь значение только в том случае, если бы он решил уйти из семьи.
Зоя Борисовна не устраивала истерик и скандалов, она понимала, что ему нужны музы, вспышки, озарения. Терпела? Нет, просто жила, творила, помогала по мере сил и была занята собственным творчеством. Но при этом она никогда не держала его, не собиралась вести за него свою войну, отпускала. Сам Вознесенский и представить себе не мог, что в какой-то момент Зои не окажется с ним рядом. Однажды она ушла на два с лишним месяца. Поняла, что перестала быть божеством для мужа, и исчезла. Андрей Вознесенский искал её и не находил. Никто не мог ему сказать, куда пропала его Зоя. Конечно, он её нашёл и больше никогда не преставал восхищаться женщиной, которая была рядом с ним.
В последние годы болезнь Паркинсона совершенно изменила их жизнь. Зоя Богуславская стала не только его женой, но фактически, руками, глазами и голосом. Она не сетовала на судьбу и не жаловалась на трудности, а просто всегда была с ним рядом. В то недолгое время, когда ей приходилось отлучаться по делам, всегда оставалась на связи с Леночкой, сиделкой больного мужа. Звонила, справлялась о самочувствии, не позволяла себе ни на секунду отвлечься от мыслей о любимом человеке.
15 лет она вела неравный бой с болезнью супруга и поддерживала в Андрее Вознесенском вкус к жизни, заставляла чувствовать его необходимость. Она не сдавалась сама и не позволяла сдаваться супругу. Они постоянно искали специалистов по болезни Паркинсона, находили новые лекарства, массажистов, консультантов. Андрей Андреевич верил, что она его спасёт, сумеет помочь и рядом с ней ничего плохого не случится. Он умер на руках у любящей жены, а она осталась, чтобы снова и снова читать его стихи и не давать людям забыть величие и талант её мужа. Гениального поэта Андрея Вознесенского. Зоя Богуславская мужественно перенесла даже роман Андрея Вознесенского с актрисой Татьяной Лавровой. Их чувства поэт увековечил в пронзительном стихотворении, которое было положено на музыку и до сих пор звучит в рок-опере «Юнона и Авось». Татьяна Лаврова надеялась на то, что Вознесенский уйдёт к ней от жены. Но он всё равно остался со своей Зоей.