Геннадий Фёдорович Шпаликов

размещено в: О поэтах и стихах | 0
Советский киносценарист, кинорежиссёр и поэт. Автор и соавтор сценариев к фильмам «Застава Ильича»; «Я шагаю по Москве»; «Я родом из детства»; «Ты и я»; «Пой песню, поэт…». По собственному сценарию поставил фильм «Долгая счастливая жизнь», получивший главный приз на фестивале авторского кино в Бергамо. Работа кинодраматурга в мультипликации связана с написанием сценариев к анимационным фильмам «Жил-был Козявин» и «Стеклянная гармоника», снятых Андреем Хржановским. Ряд сценариев Шпаликова не получили экранного воплощения ни при жизни автора, ни после его смерти. Скрыть
Википедия
Родился
6 сентября 1937 г., Сегежа, Карельская АССР, СССР
Умер
1 ноября 1974 г. (37 лет), Переделкино, Ленинский район, Московская область, РСФСР, СССР

6 сентября 1937 года родился ГЕННАДИЙ ШПАЛИКОВ…
ОН БЫЛ фантастически популярен в 60-е — невероятно обаятельный, остроумный, весёлый, с гитарой через плечо и шампанским в авоське, везде желанный гость, душа компании, настоящая звезда.

Геннадий Шпаликов – советский поэт, режиссер, сценарист, создавший сценарии к фильмам «Долгая счастливая жизнь», «Я шагаю по Москве».
Еще в военном училище Геннадий пишет стихи. Одно время Шпаликов занимал должность редактора молодежной газеты. Но он был не только поэтом, но и прозаиком, со временем стал писать талантливые рассказы. Кроме того, он всегда, с ранней юности, вел личные дневники, в его архиве их было обнаружено несколько десятков. Привычке доверять бумаге все события жизни, мысли и желания он не изменял всю жизнь.

Первое стихотворение молодого поэта было опубликовано в 1955 году, и сделало его знаменитым на весь Советский Союз. Но Геннадию не грозила звездная болезнь, он остался таким же простым и обаятельным человеком. Поэзия Шпаликова только на первый взгляд может показаться простой и немудреной. В каждом стихотворении поэт самыми обыденными словами передает философские мысли, рисует картину, которую читатель воспринимает всей своей душой, настолько она близка и понятна ему.

В эпоху производственных романов и стихов на злобу дня Геннадий Федорович не боится писать о любви, считая ее самым прекрасным чувством. Он делится своими эмоциями и переживаниями в стихах и в прозе, пишет об этом сценарии. Современному любителю поэзии можно познакомиться со стихотворениями талантливого поэта в передаче «Оттепель», идущей на «Первом канале».

Когда Геннадий понял, что его талантливые сценарии вряд ли будут востребованы, он задумал писать роман. К сожалению, книга не была закончена. И лишь по ее отдельным частям можно было предположить, что это — масштабное произведение

Свой первый сценарий талантливый молодой человек написал во время учебы в театральном ВУЗе. Это была интересная работа, которая сделала Геннадия сотрудником Марлена Хуциева. Известный режиссер совершенно осознанно выбрал в качестве соавтора Шпаликова. Ему требовалось, чтобы в фильме присутствовало мироощущение молодого оптимиста, «шестидесятника». Фильм «Застава Ильича» стал результатом их совместного творчества.
Эта работа вызвала много нареканий Никиты Хрущева. Генсеку не понравилось, что молодые рабочие, по его мнению, не имеют целей в жизни. У молодого Шпаликова, которому пришлось дорабатывать сценарий, было другое мнение, отличное от линии генсека. Он твердо настаивал на своей версии, не побоялся выступить с критикой цензурных рамок. Все это затягивало работу над картиной. Хуциеву пришлось вновь снимать многие сцены, в результате зрители увидели фильм только в 1965 году и под другим названием – «Мне двадцать лет».

В 1962 году Шпаликов, которому исполнилось только 25 лет, работает со знаменитым Георгием Данелия. Молодой человек написал сценарий к фильму «Я шагаю по Москве». Художественный совет был против истории, представленной Данелия и Шпаликовым. Однако Данелия умел защищать свою точку зрения, он обратился за поддержкой к заместителю председателя Госкино Владимиру Баскакову. Создателям фильма пришлось пойти на некоторый компромисс – они на ходу включили в свою историю сцену «со смыслом», как того требовали чиновники.

Мудрый Данелия не зря так боролся за этот фильм. Картина пришлась по душе зрителям с самого первого кадра. Ее немедленно разобрали на цитаты. Финальную песню из этого фильма вскоре стало слышно из каждого радиоприемника. Ее слова Геннадий написал прямо на съемочной площадке.
Фильм «Долгая счастливая жизнь», автором сценария которого был Геннадий Шпаликов, вышел на экраны в 1966 году. Он стал своеобразной точкой «оттепели», после которой наступил пресловутый застой. Эта романтическая история, в которой много чувств и мало действия, не стала популярной в Советском Союзе. В главных ролях картины снимался Кирилл Лавров и Инна Гулая. Возможно, наши зрители тогда еще не были готовы к таким пронзительным и тонким фильмам.

В Бергамо, на Международном фестивале авторского кино, картина была награждена главным призом. Ее высоко оценил поэт Микеланджело Антониони. Воодушевленный этим успехом, Шпаликов пишет сценарий к фильму «Скучная история», который он хотел снять в той же тонкой, щемящей манере. Но чиновники Госкино отказали ему в съемках нового фильма.

В этом же году выходит фильм «Я родом из детства» Виктора Турова, сценарий к которому написал Геннадий Шпаликов. Эту ленту кинокритики из Белоруссии назвали одной из лучших в истории местного кинематографа. Однако после этой картины Шпаликов чувствует себя невостребованным. Он много пишет, создает несколько сценариев, но их не снимают. На экраны попали только два мультипликационных фильма для взрослых «Стеклянная гармоника», «Жил-был Козявин».
Фильм «Ты и я» по сценарию Геннадия Шпаликова вышел в 1971 году. По ряду причин он не пользовался популярностью у зрителей Советского Союза. Эта тяжелая история, рассказывающая о крушении иллюзий, представлений людей о мире. Тем не менее, на кинофестивале в Венеции создатели картины получили за нее награду. Следующий фильм «Пой песню, поэт…», где режиссером был Сергей Урусевский, также был провальным.

Первой женой сценариста была его коллега Наталья Рязанцева. Молодые люди, на которых буквально обрушилась влюбленность, быстро оформили свои отношения в ЗАГСе. В то время они были студентами. Влюбленность прошла, далее было решение каждому идти по жизни своей дорогой, и развод.

Актриса Инна Гулая стала следующей музой Геннадия. Она была невероятно привлекательной девушкой, выделялась в любой толпе своей чистой, ангельской красотой. Геннадию Федоровичу трудно было обеспечивать свою молодую семью. Он все время работал, но его сценарии не были востребованными. У супругов родилась дочь, которую они назвали Дашей. Материальные и бытовые трудности не способствовали созданию в семье хорошего микроклимата.

У Геннадия началась депрессия, которую он снимал алкоголем. Молодой и сильный мужчина мог выпить очень много, и это не мешало ему работать, что всегда удивляло друзей.

Друзей у Шпаликова всегда было много, некоторые из них принимали активное участие в бесконечных застольях. Постепенно Инна тоже стала злоупотреблять алкоголем. Отсутствие работы, бессонные ночи, ссоры, скандалы – семейная жизнь оказалась такой тяжелой, что Геннадий решил уйти из семьи.

Однако желанного облегчения не наступило, кроме работы, теперь не было еще и крыши над головой. Он ночует у друзей, или у случайных знакомых, все еще надеется вернуться к нормальной жизни. Для этого надо работать, и Геннадий пишет новую историю, свой последний сценарий с интересным названием «Девочка Надя, чего тебе надо?» Шпаликов пребывал в уверенности, что наконец-то он создаст востребованный сценарий, который принесет все – работу, успех, деньги. Но его сценарий полностью отражал душевный надлом автора, он был слишком трагичным. Геннадий даже не получил ответа от Госкино.

ПРИЧИНА СМЕРТИ

Творческие люди очень ранимы, неудача со сценарием стала последней каплей. Выпив вина на заемные средства, Геннадий отправляется на кладбище, где в это время открывают памятную доску Михаилу Ромму.
Ему не позволяют сказать теплое слово о режиссере, оскорбленный Шпаликов возвращается в Переделкино, сворачивает шарф в виде петли, и сводит счеты с жизнью. Поэт, режиссер, сценарист Геннадий Шпаликов погребен на Ваганьковском кладбище. Он ушел из жизни в 37 лет.

Жизненный путь Геннадия Федоровича Шпаликова был недолог, однако даже за короткое время он сумел создать произведения, не утратившие своей актуальности. Это стихотворения, которые широко используют в сериалах, творческих вечерах. Песни на стихи поэта Шпаликова известны всей стране. Его фильм «Я шагаю по Москве» не зря называют гимном молодости, картина вся пронизана светом, оптимизмом, хорошим настроением

«У меня есть все, что нужно для счастья. Я сижу в комнате за столом, и в раскрытое окно свободно летят звуки ночной улицы.
Я знаю, зачем каждый звук. В комнате пахнет цветами. Я очень люблю цветы. Я веселый и простой, и мысли мои не так сложны. ..
Я пишу и выдумываю не для одного себя, и мир, созданный мною, рассчитан на людей. Я чувствую необходимость говорить с людьми серьезно и близко. Когда мне мешают мелкие неурядицы, так, словно в трамвае наступили на ногу, это ожесточает против человечества, но это смешно. Когда люди начинают говорить о своей неудовлетворенности миром, о том, как они важны в мире и как важны их мнения, вкус, слова, обиды и радости, — мне становится противно. Это никому не нужно, и не стоит преувеличивать свое место на земле — место любого из нас…
Геннадий ШПАЛИКОВ. «ОТРЫВКИ ИЗ ДНЕВНИКА».

Не принимай во мне участья
И не обманывай жильём,
Поскольку улица, отчасти,
Одна – спасение моё.
Я разучил её теченье,
Одолевая, обомлел,
Возможно, лучшего леченья
И не бывает на земле.
Пустые улицы раскручивал
Один или рука в руке,
Но ничего не помню лучшего
Ночного выхода к реке.
Когда в заброшенном проезде
Открылись вместо тупика
Большие зимние созвездья
И незамерзшая река.
Всё было празднично и тихо
И в небесах и на воде.
Я днём искал подобный выход,
И не нашёл его нигде.

&. &. &
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.

Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.

А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.

В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.

&. &. &
С паровозами и туманами
В набегающие поля
На свидания с дальними странами
Уезжаем и ты, и я.
Уезжаем от мокрых улиц,
Безразличия чьих-то глаз,
Парусами странствий надулись
Носовые платки у нас.
Мы вернёмся, когда наскучит
Жизнь с медведями, без людей,
В город мокрый и самый лучший,
В город осени и дождей.

&. &. &
Я К ВАМ ТРАВОЮ ПРОРАСТУ…
Я к вам травою прорасту,
Попробую к вам дотянуться,
Как почка тянется к листу,
Вся в ожидании проснуться.
Однажды утром зацвести,
Пока её никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.
Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.
Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке.
А я – осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.
Желанье вечное гнетёт,
Травой хотя бы сохраниться –
Она весною прорастёт
И к жизни присоединится.
Геннадий ШПАЛИКОВ.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Марина Цветаева. Я помню ночь на склоне ноября…

размещено в: Поэзия серебряного века | 0

Марина Цветаева
Я помню ночь на склоне ноября…
(из цикла «Комедьянт»)

Я помню ночь на склоне ноября.
Туман и дождь. При свете фонаря
Ваш нежный лик — сомнительный и странный,
По-диккенсовски — тусклый и туманный,
Знобящий грудь, как зимние моря…
— Ваш нежный лик при свете фонаря.

И ветер дул, и лестница вилась…
От Ваших губ не отрывая глаз,
Полусмеясь, свивая пальцы в узел,
Стояла я, как маленькая Муза,
Невинная — как самый поздний час…
И ветер дул и лестница вилась.

А на меня из-под усталых вежд
Струился сонм сомнительных надежд.
— Затронув губы, взор змеился мимо… —
Так серафим, томимый и хранимый
Таинственною святостью одежд,
Прельщает Мир — из-под усталых вежд.

Сегодня снова диккенсова ночь.
И тоже дождь, и так же не помочь
Ни мне, ни Вам, — и так же хлещут трубы,
И лестница летит… И те же губы…
И тот же шаг, уже спешащий прочь —
Туда — куда-то — в диккенсову ночь.

Рейтинг
3.5 из 5 звезд. 2 голосов.
Поделиться с друзьями:

Булат Окуджава. Прощание с осенью

размещено в: Стихи Булата Окуджавы | 0

Булат Окуджава

ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ

Осенний холодок.
Пирог с грибами.
Калитки шорох и простывший чай.
И снова
неподвижными губами
короткое, как вздох:
«Прощай, прощай.»

«Прощай, прощай…»
Да я и так прощаю
все, что простить возможно,
обещаю
простить и то, чего нельзя простить.
Великодушным я обязан быть.

Прощаю всех, что не были убиты
тогда, перед лицом грехов своих.
«Прощай, прощай…»
Прощаю все обиды,
обеды
у обидчиков моих.

«Прощай…»
Прощаю, чтоб не вышло боком.
Сосуд добра до дна не исчерпать.
Я чувствую себя последним богом,
единственным умеющим прощать.

«Прощай, прощай…»
Старания упрямы
(знать, мне лишь не простится одному),
но горести моей прекрасной мамы
прощаю я неведомо кому.
«Прощай, прощай…» Прощаю,
не смущаю
угрозами,
надежно их таю.
С улыбкою, размашисто прощаю,
как пироги,
прощенья раздаю.

Прощаю побелевшими губами,
покуда не повторится опять
осенний горький чай
пирог с грибами
и поздний час —
прощаться и прощать.

1964
Художник Михаил Калинин

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Мой личный рай. Автор: Наталия Кочелаева

размещено в: Деревенские зарисовки | 0

Мы ходили не в овощной магазин, а в погреб. Аккурат на ноябрьские оттуда полагалось первую пробу делать.

Большого стола не накрывали, не тот праздник. А так, слегка. Помидоры в банках, алые, оранжевые, снизу в банке большие, а сверху маленькие.

Одна непременно лопнувшая поперек, её в хрустальное корытце нельзя класть, а надо сразу впиваться ей в бочок, чтобы рот наполнился солёно-сладким густым соком. Яблоки мочёные из бочонка, пахли как духи «Лайт блю».

Огурцы солёные — были технические, большие и мятые, полагавшиеся на рассольники и винегреты, а были застольные, тонкие и хрустящие, со смородиновым листом.

Компот клубничный словно сироп — полагалось водой разводить, и каждая банка за три шла. Ягоды в нём были как только что сорванные, живые.

Варенье я любила вишнёвое и сливовый джем, который бабуля Шура только для меня и делала — он считался как бы второй сорт, а первый опять же клубника, малина и лесная земляника, она даже в банках пахла лесом, а сладости была такой, что словно бы в горечь перекидывалась, и колола иголками по всему телу.

А было абрикосовое с ядрышками — тонкий вкус с оттенком цианида! А китайские яблочки целиком в сиропе, с обрезанными хвостиками? На свет в них было семечки видать!

А просто яблоки, вылежанные в деревянных ящиках — северный синап, антоновка, алеся, пепин шафранный.

Я любила шафран, яблоня росла у нас в саду при доме, и на ноябрьские на ней, бывало, ещё оставались яблоки.

Зачем-то, шутки ради, я выходила на первый снег босиком, чтобы потрогать его, ощутить ногами, как траву или песок, и вот стою я в сумерках, в саду, босиком на снегу, а в доме горят окна, накрывают стол, и над головой висят последние яблоки, словно свечки.

Если есть рай, пусть он будет таким для меня, ничего больше не надо…

Наталия Кочелаева

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: