Ольга Александровна Аросева

размещено в: Артисты в нашей памяти | 0
О́льга Алекса́ндровна Аро́сева — советская и российская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР, заслуженный деятель культуры Польши, лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. Википедия
Родилась: 21 декабря 1925 г., Москва, СССР
Умерла: 13 октября 2013 г. (87 лет), Москва, Россия
«Не жалейте о том, что стареете, многим в этом было отказано. Жизнь даётся всем, а старость избранным». Ольга Аросева.                                                                                                                                
 

Родилась Ольга Аросева в столице 21 декабря 1925 года, но детство провела за рубежом. По роду службы отца местом проживания семьи были Париж, потом Стокгольм и Прага. Отец, Александр Аросев, занимал достаточно высокий пост в дипломатическом представительстве. Мама, Ольга Гоппен, была польская дворянка, в своё время училась в институте благородных девиц. Работала в качестве секретаря-референта жены известного политика Молотова.

Мир искусства ворвался в жизнь Ольги в юные годы. Она ходила в драматический кружок и театральную студию, позировала профессиональным художникам. Окончив школу, поступила в цирковое училище, потом стала студенткой Московского городского театрального училища, которое так и не смогла закончить.

Она бросила учебу ради Ленинградского театра музкомедии, который в то время гастролировал в Москве. При этом будущая актриса совершила подлог документов, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное училище. Её приняли в труппу этого театра. Она прожила в Ленинграде до 1950 года, потом все же вернулась в столицу и стала бессменной актрисой Театра Сатиры. Дебют Ольги Аросевой в кино состоялся уже в послевоенные годы.
Впервые об актрисе Аросевой заговорили после выхода картины «Берегись автомобиля», где она стала невестой главного героя Деточкина.
После этого были работы в картине «Интервенция», в мюзикле «Трембита». Самыми любимыми у зрителя стали «Два дня чудес», «Старики-разбойники», «Шельменко-денщик», «Афинские вечера», «Самая красивая», «Сваты».
С 1966 года на экраны страны вышла замечательная передача «Кабачок 13 стульев». Это шоу было настолько популярным, что его снимали десять лет. Сюжет был простым и незамысловатым, но это было настолько легко, весело и интересно, что зрители не могли оторваться от экранов. Вместе с Аросевой в этом шоу можно было видеть и других известных актеров – Михаила Державина, С.Мишулина, Н.Селезневу, Андрея Миронова.

Ольге Аросевой повезло в жизни на настоящих друзей – Веру Васильеву, Александра Ширвиндта… Они стали для неё ближе, чем родные люди, и смогли заменить семью.

Ольга Аросева выпустила несколько книг. Это были воспоминания, мемуары и сборник, где актриса делилась собственными рецептами приготовления блюд.

В последние годы она играла в основном в своем родном театре Сатиры. Она всегда была на острие времени, живя настоящим моментом, не старея душой, до последнего момента полностью отдавая себя любимому делу. Ольги Аросевой не стало 13 октября 2013 года, ей было 87.

В том, что именно польская кокетка на возрасте пани Моника, самостоятельная, своенравная, знающая себе цену, отчаянно не желающая стареть и по-детски обаятельная, оказалась театральным, телевизионным и эстрадным alter ego Аросевой, нет ничего удивительного. Уж очень много сходного было у актрисы и ее героини, а мать Аросевой — Ольга Вячеславовна Гоппен, к слову сказать, и вовсе была родом из польских дворян. Пани Моника стала не просто ролью, она стала и главным театральным сочинением Аросевой, причем во многом автобиографическим сочинением.
Эксцентричная, увлекающаяся, даже несколько авантюрная, она никогда не отличалась прилежанием в учебе. Школу окончила экстерном, театральное училище не окончила вовсе. Бросила его в 1940-х годах, рванув в Ленинград за легендарным Театром комедии и его руководителем Николаем Акимовым. Причем совершила подлог, предъявив в отделе кадров диплом своей сестры. Когда Акимова в 1949-м отстранили от руководства театра, обвинив в космополитизме, Аросева была одной из немногих, кто не отрекся от него. Она слишком рано познала, что такое предательство, и сама его не совершила.
Она всегда была актрисой узкого диапазона, но в этом диапазоне чувствовала себя как рыба в воде. Пани Моника, в сущности, стала квинтэссенцией всех прочих ее ролей — Марселины в «Женитьбе Фигаро», фрекен Розенблюм в «Пеппи Длинныйчулок», Шарлотты в «Вишневом саде», Памелы Кронки в «Как пришить старушку». Роли эти она играла и до и после легендарного «Кабачка «13 стульев», просуществовавшего пятнадцать лет (случай едва ли не уникальный в истории ТВ) и спасавшего ее в годы невостребованности — Аросева поссорилась с Плучеком, и он долгое время не давал ей в Театре Сатиры новых ролей. Зрители любили ее легкий комедийный дар. Но именно пани Моника в сознании огромной армии ее почитателей стала чем-то неотторжимым от фамилии Аросева.
Был в этом образе помимо прочего какой-то привкус ностальгии. Что-то юное и одновременно старомодное. Что-то совершенно непривычное для Советского Союза, где женщина за сорок уже переставала быть женщиной и становилась в лучшем случае лишь матерью и бабушкой, в худшем — старой девой. Еще в годы детства и отрочества Аросева встречала в Праге, Париже, Стокгольме элегантных моложавых старух, свободных, раскованных и не устающих радоваться жизни. И они сильно впечатлили ее. Кажется, что всю свою жизнь в искусстве она пытается доказать, что старость — это не возраст, а состояние души. Тот, кто задорен, не зашорен и свободен, тот всегда молод.
ОЛЬГА АРОСЕВА (из интервью):
О «Кабачке», Брежневе и театре
— МНОГИЕ люди узнали вас благодаря телевидению. «Кабачок «13 стульев» был очень популярен. Говорят, почитателем и покровителем этой программы был сам Брежнев.
— Брежнев и правда любил «Кабачок», говорят, даже давал распоряжение тогдашнему руководителю телевидения Лапину, чтобы он не вмешивался в нашу программу. Однажды я заболела, и два «Кабачка» вышли без меня. Так Лапин прибежал, начал кричать и спрашивать о причинах моего отсутствия. В конце сказал: «Пусть быстрей выздоравливает. Вы знаете, кто о ней спрашивал?!» Всем стало понятно, что звонили сверху.
Нам в «Кабачок» письма приходили мешками, настолько мы были популярны. Надо сказать, что нас воспринимали не как актеров, а как реальных людей. Если мы снимали миниатюру о том, что мне негде отдыхать, через несколько дней приходили письма с предложениями: «Пани Моника! Приезжайте к нам, мы вам такой отдых организуем!» И путевки в санаторий готовы были выслать, и номера в гостиницах организовать. Если разыгрывалась сцена, что я не могу купить дамскую сумку, мне тут же слали письма с предложением сумок в подарок.
Правда, приходили и нахальные послания: «Вы в каждом «Кабачке» одеты в новые наряды, а так как у нас с вами схожие фигуры, пришлите мне несколько ваших платьев, ведь у вас их много!» Ну не станешь же каждому объяснять, что для каждой новой серии «Кабачка» мы бегали по всей Москве в поисках красивой вещи, занимали шляпки и сумки у подруг. Нам же никто ничего не шил, и наряды были исключительно нашей головной болью.
— А руку и сердце почитатели не предлагали?
— Постоянно предлагали, и не только руку и сердце, но и деньги, и постель, у кого на что хватало фантазии, но я не люблю это обсуждать…
— Вы производите впечатление человека жизнерадостного. Это врожденное качество или вы его в себе воспитали?
— Меня так в детстве воспитывали, да и от Бога я, видимо, получила веселый нрав. Конечно, и сама стараюсь не унывать. Пессимистом быть очень невыгодно. Есть такая пословица: «Пессимист страдает дважды. Первый раз — когда ожидает плохого события и второй — когда оно случается». Полностью с этим согласна. Да и потом, надо самому учиться радоваться жизни и получать от каждого мгновения удовольствие. Вкусно покушал, приятно пообщался с другом или хорошо сложился рабочий день — радуйся! Жизнь состоит из мелочей, вот им-то и надо радоваться. Нельзя завидовать успеху других. На зависть ты потратишь свое здоровье и время, а на свои успехи душевных сил уже не останется.
Актриса Вера Васильева:
Как она мне запомнилась? Круглое личико, огромные светло-серые глаза, замечательный юмор, очаровательное желание быть в центре внимания. Это ощущалось с первой минуты. Ведь в институтах лидеры обычно сразу определяются. А Олечка, безусловно, была лидером. Не то чтобы она что-то возглавляла. Нет. Но она была так талантлива, так остроумна, так обаятельна, что вокруг нее всегда группировалась стайка студентов. Мальчики были влюблены, девочки были оживлены, потому что с ней было всегда весело. Но какой она была в юности, такой она донесла себя до самых серьезных лет. Я употребляю это выражение, потому что слово «старость» очень не подходит к ней.
Я на нее всегда любовалась…
Ольга Аросева ушла из жизни в 2013 году.


Ее детство прошло в европейских столицах и в Доме на Набережной. Она рано лишилась отца, репрессированного и расстрелянного, как врага народа. Но не боялась говорить то, что думает, даже в самые страшные времена.

Под впечатлением от »Трехгрошовой оперы» изображала попрошайку на улице, а спустя десятилетия ее уже знала и любила вся страна – как очаровательную и предприимчивую светскую львицу пани Монику и одну из лучших комедийных актрис театра и кино. Всегда элегантная и утонченная Ольга Аросева отличалась неповторимым шармом и жизнелюбием.

Ольга Александровна Аросева родилась в 1925 году в Москве. Отец – революционер и дипломат – зарегистрировал девочку под именем Варвара. Но мать – потомственная польская дворянка, воспитанница института благородных девиц – через три дня переоформила документы, настояв на имени Ольга. В роду будущей пани Моники значились не только аристократы, но и актеры. Интеллигентность, воспитанность, чувство собственного достоинства, свободомыслие и творческие способности оказались у нее в крови.

У маленькой Оли было необычное для ребенка из только что образованной советской страны раннее детство. До 8 лет она жила с папой и двумя старшими сестрами в Париже, Стокгольме и Праге. Мама сбежала из семьи с любовником, но это обстоятельство спасло детям жизнь после того, как блеск и роскошь европейских столиц сменились хмурой подозрительностью и репрессиями молодой социалистической республики.

В 1933-ем Аросевы вернулись в Москву и спустя пять лет главу семейства арестовали и расстреляли. Матери чудом удалось вернуть дочерей себе. Ольга росла бесстрашным ребенком и после казни отца не побоялась написать Сталину письмо. Она заявляла о невиновности самого дорогого для нее человека, не получив ответа, отказалась вступать в комсомол, что по тем временам считалось отчаянным и рискованным поступком. Девушка не отреклась от »врага народа», однако дорога в университет сестрам была заказана.

Тогда младшая Аросева решила связать свою жизнь со сценой. Тем более, ее актерский талант ярко проявился еще в юном возрасте – на выступлениях на посольских вечеринках, куда ходил папа будущей артистки. Ольгу Александровну с детства окружали творческие люди. По возвращении в российскую столицу из Европы, пока отец был жив, семья жила в печально известном Доме на Набережной. В гости к ним ходили Немирович-Данченко, Борис Ливанов, Александр Таиров, Ромен Роллан.

Первое »выступление» маленькой Оли состоялось еще в Праге. Однажды папа взял дочек в театр на »Трехгрошовую оперу'. Девочку так впечатлило происходящее на сцене, что она, прихватив подружку, отправилась клянчить милостыню, рассказывая прохожим истории, и распевая арии из спектакля.

А потом в прессе появилась заметка, как дочь советского посла просит милостыню. Прирожденный артистизм Аросева продолжила проявлять и в Москве, блеснув в школьном театре в роли японского шпиона. В первые годы Великой Отечественной войны училась в цирковом училище. Пережив бомбежки и эвакуацию, следом за старшей сестрой поступила в Городское театральное училище. Она посещала занятия, исполнила несколько небольших ролей во втором МХАТе.

В 1946 году в столице гастролировал ленинградский Театр комедии. Ольга, еще не окончившая обучение, пошла на хитрость – предъявила диплом сестры, уже выпустившейся из училища, и была принята в труппу. В Питере актриса прослужила четыре года – до тех пор, пока труппа не прогнала режиссера, что Ольга Александровна сочла предательством. Совесть не позволила ей остаться, и она вернулась в Москву, устроилась в Театр Сатиры и долгое время была на главных ролях, но в конце 60-ых художественный руководитель ее практически не замечал.

От безделья и творческого простоя Аросеву спас телевизионный »Кабачок 13 стульев» (1966-1980 годы). В этой популярной программе она играла законодательницу мод пани Монику, которая моментально стала всеобщей любимицей. Также судьба баловала артистку ролями в замечательных кинокартинах. В частности, она снималась у Эльдара Рязанова в »Берегись автомобиля», »Стариках -разбойниках» и »Невероятных приключениях итальянцев в России».

В 2000-ых годах актриса появлялась в многочисленных сериалах, среди которых были такие, как »Козленок в молоке», »Приключения мага», »Бальзаковский возраст», »Самая красивая», »Путейцы» и »Сваты». Ольга Александровна подарила свой голос героям многих мультфильмов. К примеру, она говорила за Бабу-Ягу в мультике »Баба-Яга против!», озвучила госпожу Беладонну в »Приключениях поросенка Фунтика» и Слониху в »Котенке с улицы Лизюкова».

Работая в кино и на ТВ, актриса не забывала свою главную любовь и страсть – театр. В Театре сатиры Аросева выступала практически до последних дней своей жизни, лишь однажды сделав перерыв на три года (с 1969-го по 1971-ый) ради Театра на Малой Бронной.

В 70-ые, после ухода из театра Татьяны Пельтцер, Ольга Александровна перешла на возрастных героинь, которые стали ее визитной карточкой. Ей довелось побывать фрекен Розенблюм в »Пеппи Длинный чулок», Марселиной в »Женитьбе Фигаро», Хлестовой в »Горе от ума», Шарлоттой Ивановной в »Вишневом саде».

В начале 1990-ых она считалась первой артисткой труппы, появляясь в спектаклях по пьесам лучших драматургов мира и делясь своим талантом с многочисленными поклонниками. Именно на нее ходили в Театр Сатиры, и Ольга Александровна всегда дарила зрителям неповторимый заряд энергии и оптимизма. Театр и коллеги стали ее семьей и детьми, которых у неё не было.

«Пани Моника» состояла в браке четыре раза, любила животных, преферанс, путешествия и свою подмосковную дачу. Жизнерадостная и яркая, народная артистка РСФСР скончалась 13 октября 2013 года.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий