Ещё об Антоне Павловиче Чехове

размещено в: О писателях | 0
29 января в России праздник – праздник рождения Антона Павловича Чехова, русского писателя, экзистенциального мыслителя, социального критика, гуманиста, новатора, родоначальника модернизма в театре, общепризнанного представителя высокой русской духовности и классика мировой литературы.

Его произведения переведены более чем на 100 языков. Чехов до сих пор остаётся лидером по числу зарубежных экранизаций его произведений.
Антон Павлович Чехов (родился 29 января [17 января по старому стилю] 1860 года, Таганрог, Россия — умер 14/15 июля [1/2 июля] 1904 года, Баденвайлер, Германия), русский драматург и мастер современной новеллы.

Он был литературным художником, который с лаконичной точностью исследовал глубину жизни, обнажая тайные мотивы своих персонажей. В лучших пьесах и рассказах Чехова отсутствуют сложные сюжеты и однозначные оценки. Концентрируясь на очевидных мелочах, они создают особую атмосферу, которую иногда называют лирической.

Чехов описал русскую жизнь своего времени с помощью обманчиво простой техники, лишенной навязчивых литературных приемов, и считается выдающимся представителем русской реалистической школы конца XIX века.
Отец Чехова был бакалейщиком и набожным солдафоном, прирожденным служакой. Он заставил сына служить в своей мастерской, а также записал его в церковный хор, которым он сам дирижировал.
Несмотря на доброту матери, детство осталось для Чехова болезненным воспоминанием, хотя позже оказалось ярким и увлекательным опытом, который он часто использовал в своих произведениях. После непродолжительного посещения местной школы для мальчиков Чехов поступил в городскую гимназию, где оставался в течение 10 лет.
Там он получил лучшее стандартное образование на тот момент — тщательное, но лишенное воображения и основанное на классических греческих и латинских произведениях.
Последние три года в школе Чехов жил один и зарабатывал себе на жизнь, репетитором младших школьников; его отец, обанкротившись, переехал с остальной семьей в Москву, чтобы начать все сначала.
Осенью 1879 года Чехов присоединился к своей семье в Москве, где в основном проходила его жизнь до 1892 года. Он сразу же поступил на медицинский факультет университета, который окончил в 1884 году с дипломом врача.

К тому времени он уже был экономической опорой своей семьи, поскольку его отец мог получить только плохо оплачиваемую работу. Как неофициальный глава семьи Антон проявлял большую ответственность и энергию, с радостью поддерживая свою мать и младших детей за счет своего внештатного заработка в качестве журналиста и автора комических очерков — работы, которую он совмещал с тяжёлой долей медика и напряженной общественной жизнью.
Чехов начал свою писательскую карьеру как автор анекдотов для юмористических журналов, подписывая свои ранние работы псевдонимом. К 1888 году он приобрел широкую популярность среди «недалеких» людей и уже подготовил более объемный труд, чем все его поздние произведения вместе взятые. И по дороге он превратил короткий комический набросок примерно из 1000 слов в вид искусства.

Он также экспериментировал в серьезном письме, проводя исследования человеческих страданий и отчаяния, которые странно контрастировали с безумной шутливостью его комических работ. Постепенно эта серьезная жилка поглотила его и вскоре возобладала над комическим. Литературный прогресс Чехова в начале второго десятилетия его жизни может быть отмечен первым появлением его работ в серии публикаций в столице, Санкт-Петербурге, причем каждое последующее публикация была более серьезной и уважаемым, чем предшествующие. Наконец, в

1888 году Чехов опубликовал свою первую работу в ведущем литературном обозрении «Северный вестник». С этим произведением — длинным рассказом под названием «Степь» — он наконец отвернулся от комической фантастики.

«Степь», автобиографическое произведение, описывающее путешествие по Украине глазами ребенка, является первым из более чем 50 рассказов, опубликованных в различных журналах и сборниках с 1888 года до его смерти в 1904 году.

Этот корпус повестей, а также его зрелые драмы того же периода, составляют главную репутацию Чехова. Хотя в 1888 году Чехов впервые сосредоточился почти исключительно на серьезных по замыслу текстах, юмор — теперь лежащий на периферии текстов — почти всегда оставался важным их ингредиентом.

Помимо «Степи», Чехов также написал несколько глубоко трагических исследований, наиболее заметным из которых была «Скучная история» (1889), проницательное анатомирование сознания пожилого умирающего профессора медицины. Кульминацией пьесы «Иванов» (1887–89) является самоубийство молодого человека, близкого к возрасту автора.

Вместе с «Скучной историей» он принадлежит к группе произведений Чехова, получивших название клинических исследований. Они представляют собой описания переживаний психически или физически больных в духе, напоминающем о том, что автор сам был квалифицированным практикующим врачом.
К концу 1880-х годов многие критики начали упрекать Чехова за аполитичность, за отсутствие тенденции. Такие ожидания раздражали Чехова.
В начале 1890 года он внезапно попытался избавиться от городской нервной жизни, предприняв личную социологическую экспедицию на отдаленный остров Сахалин. Расположенный почти в 9650 км к востоку от Москвы, по другую сторону Сибири, он был печально известен как российское исправительное поселение.

Путешествие Чехова туда было долгим и опасным. Прибыв невредимым, изучив местные условия и проведя перепись жителей островов, он вернулся, чтобы опубликовать свои выводы в качестве исследовательской работы, занявшей почетное место в анналах российской пенологии: «Остров Сахалин» (1893–1894 гг.).
Чехов впервые посетил Западную Европу в компании А.С. Суворина, богатого газетного собственника и издателя большей части работ Чехова. Их давняя и близкая дружба вызвала у Чехова некоторую непопулярность из-за политически реакционного характера суворинской газеты «Новое время». В конце концов Чехов порвал с Сувориным из-за отношения газеты к печально известному делу Альфреда Дрейфуса во Франции, когда Чехов защищал Дрейфуса.
В течение нескольких лет до и после своей экспедиции на Сахалин Чехов продолжал свои эксперименты как драматург. Он создал «Дядю Ваню», один из его величайших сценических шедевров, где-то между 1890 и 1896 годами; пьеса была опубликована в 1897 году. Среди других драматических работ этого периода — несколько шумных одноактных фарсов, известных как водевили: «Медведь», «Свадьба» и другие.
Как врач и медицинский администратор Чехов помогал избавиться от ужасного голода 1891–1892 годов в России. Позже он купил имение в деревне Мелихово, примерно в 80 км к югу от Москвы. Это было его основным местом жительства на протяжении шести лет, где жили его стареющие родители, а также его сестра Мария, которая была его домработницей и оставалась незамужней, чтобы ухаживать за своим братом.
Мелиховский период был наиболее творчески продуктивным в жизни Чехова в том, что касается рассказов, поскольку именно за эти шесть лет он написал «Бабочку», «Соседи» (1892), «Анонимный рассказ» (1893), «Черный монах» (1894 г.), «Убийство» и «Ариадна» (1895 г.) среди многих других шедевров. Деревенская жизнь стала теперь ведущей темой в его творчестве, особенно в «Крестьянах» (1897). Незаурядные по сюжету, короткие серии блестящих набросков вызвали больше ажиотажа в России, чем любая другая отдельная работа Чехова, отчасти из-за того, что он отвергал условность, согласно которой писатели обычно представляли русское крестьянство в сентиментальном и идеализированном виде.

Продолжая создавать портреты интеллигенции, Чехов также описал мир торговли и фабрично-заводского владения в таких рассказах, как «Женское царство» (1894) и «Три года» (1895). Как часто признается, работа Чехова представляет собой панорамное исследование России его времени, причем настолько точное, что его можно даже использовать в качестве социологического источника. В некоторых своих рассказах мелиховского периода Чехов косвенно нападает на учение Льва Толстого, известного романиста и мыслителя, почитаемого старшего современника Чехова.

Будучи когда-то (в конце 1880-х годов) последователем толстовской идеи «простой» жизни, а также проповедуемого Толстым непротивления злу, Чехов теперь отверг эти доктрины. Он проиллюстрировал свой новый взгляд одним особенно выдающимся рассказом: «Палата номер шесть» (1892). Здесь пожилой врач показывает, что он неуязвим ко злу, воздерживаясь от улучшения ужасных условий в психиатрической палате, которую он возглавляет, только для того, чтобы быть заключенным в неё как пациент из-за интриг подчиненного.

«В моей жизни» (1896) молодой герой, сын провинциального архитектора, настаивает на том, чтобы бросить вызов условностям среднего класса и стать маляром, культивировав простую толстовскую жизнь, которую Чехов изображает как ошибочную. В более позднем трио связанных рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви» (1898 г.) Чехов развивает ту же тему, показывая различные фигуры, которые также не в полной мере осознают свои возможности. Как показывают эти призывы к личной свободе, произведения Чехова часто содержат неявную мораль, хотя он так и уклонился от создания этической или философской доктрины.
«Чайка» — единственное драматическое произведение Чехова, достоверно датируемое мелиховским периодом. Впервые представленная в Санкт-Петербурге 17 октября 1896 года (по старому стилю) четырёхтактная драма, ошибочно названная комедией, была встречена плохо. Чехов очень огорчился и покинул зал во время второго акта, пережив одно из самых травмирующих чувств в своей жизни и поклявшись никогда больше не писать для сцены.

Однако два года спустя спектакль был возрожден во вновь созданном МХАТе, пользовался значительным успехом и помог Чехову остаться драматурга. «Чайка» — это исследование столкновения между старшим и молодым поколениями, затрагивающее двух актрис и двух писателей, причем некоторые детали были подсказаны эпизодами из жизни друзей Чехова.

В марте 1897 г. у Чехова произошло кровоизлияние в легкое, вызванное туберкулезом, симптомы которого проявились значительно раньше. Вынужденный признать себя полуинвалидом, Чехов продал свое имение Мелихово и построил виллу в Ялте, приморском крымском курорте. С тех пор он проводил большую часть зим здесь или на Французской Ривьере, отрезанный от интеллектуальной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Чехова привлекла молодая актриса Ольга Книппер, которая появлялась в его пьесах и на которой он женился в 1901 году; этот брак, вероятно, стал единственным глубоким любовным романом в его жизни. Но так как Книппер продолжала выстраивать свою актерскую карьеру, большую часть зимних месяцев муж и жена жили отдельно, и детей от брака не было.

Ялтинский период Чехова характеризовался сокращением производства рассказов и усилением акцента на драматургии. Две его последние пьесы — «Три сестры», впервые поставленные в 1901 году, и «Вишневый сад» («Вишневый сад»), впервые поставленные в 1904 году, — написаны для МХАТа. Но несмотря на репутацию Станиславского как новатора, который привнес естественный, сдержанный стиль на до тех пор чрезмерно истеричную русскую сцену, его постановки никогда не были достаточно естественными и привлекательными для Чехова, который хотел, чтобы в его произведениях было как можно более «легкое прикосновение».

И хотя зрелые пьесы Чехова с тех пор вошли в репертуар театров всего мира, остается сомнительным, что его тяга к легким прикосновениям была реализована, за исключением самых редких случаев. Настаивая на том, что его «Вишневый сад» был «комедией, а местами даже фарсом», Чехов предложил в этой последней пьесе пронзительную картину упадка русского землевладельческого сословия, изображая персонажей, которые остаются комичными, несмотря на все свои поражения.

Впервые спектакль был поставлен в Москве 17 января 1904 года (по старому стилю), а менее чем через полгода Чехов умер от туберкулеза. Чехов стал всемирно известным после Первой мировой войны, когда переводы Констанции Гарнетт (на английский язык) и других авторов помогли популяризировать его работы.

Его неуловимый, на первый взгляд бесхитростный стиль письма — в котором то, что не сказано, часто гораздо важнее, чем то, что говорится, — не поддается ни эффективному анализу литературным критикам, ни эффективному подражанию другим писателям. Только через 40 лет после его смерти, когда вышел 20-томный выпуск «Полное собрание сочинений и писем А.П. Чехова» за 1944–1951 гг., Чехов, наконец, был представлен на русском языке на уровне учености, достойном — хотя и с некоторыми оговорками — его достижениям. В восьми томах этого издания содержится его переписка, насчитывающая несколько тысяч писем.

Чрезвычайно остроумные и живые, они опровергают легенду, широко распространенную при жизни автора, о том, что его взгляды были безнадежно пессимистичными. Письма Чехова как образцы русского эпистолярного искусства были поставлены историком литературы Д.С. Мирским на втором месте после писем Александра Пушкина. Хотя Чехов в основном известен своими пьесами, его повествования — и особенно написанные после 1888 года – представляют собой, по мнению некоторых исследователей, еще более значительное и новаторское литературное достижение.

Из сети

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 2 недели

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий