Эта актриса занимает в отечественном искусстве особую нишу. Смешная, ироничная и безумно талантливая. Первыми театральными подмостками Зеленой стал подвальчик в Одессе, где разместилась труппа любителей под названием «КРОТ» — «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Рина Васильевна сразу же приобрела широкую любовь зрителей. Говорят, в парикмахерских дамы просили постричь их «под Рину Зеленую».
Иногда ее амплуа неофициально определяли так: «очаровательные идиотки». Рине Васильевне — умной и насмешливой — удалось создать целую галерею образов такого типа. Небольшую, изначально мужскую роль забавной гримерши в комедии «Весна» она буквально выпросила у режиссера Александрова, причем собственноручно переделала в женскую. Сценарий фильма «Подкидыш» Зеленая сочиняла сама — вместе с Агнией Барто. Свою героиню Рина Васильевна скопировала с домработницы Барто: «Хорошенькое дело! Хватились — пианины нету!» Эта цитата надолго запомнилась зрителям.
Позже Зеленая перешла в другое киноамплуа — так скажем, «мудрых героинь»: черепаха Тортилла из «Приключений Буратино», знаменитая миссис Хадсон из «Шерлока Холмса»… Однажды она сказала режиссеру Игорю Масленникову: «Теперь называйте меня Руина Зеленая».
Актриса обладала великим даром импровизации, создавая из своих ролей миниатюрные шедевры. Ее фразы собственного сочинения моментально расходились в народе: «Такие губы сейчас не носят!» («Весна»), «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» («Иностранка»).
Большой успех Зеленой принесло радио — «Передача о маленьких для больших». За материалом для передачи актриса охотилась, тайно вслушиваясь в лепет знакомых и незнакомых детей. И на эстраде много лет выступала в этом жанре — «взрослым о детях», великолепно исполняя «детские монологи». В Зеленой всегда оставалось что-то детское.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ РОЛИ
Одним из украшений фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», безусловно, явилась Рина Зеленая. Надо сказать, что Игорь Масленников изначально не знал, кого именно он будет снимать в роли миссис Хадсон.
Он искал интеллигентную пожилую женщину, которая могла бы быть кем угодно — англичанкой, француженкой, голландкой, русской.
Пробовались разные актрисы: Евгения Ханаева, Любовь Добржанская. Но именно в Рине Зелёной, которой на тот момент было почти 80 лет, он увидел то что искал. Её, как и многих других персонажей, выбранных режиссером, не хотели утверждать на роль.
Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок: «Как мы будем возить ее из Москвы в Ленинград?»
А сама актриса шутила на этот счет. Ее ведь звали на самом деле не Рина, а Екатерина Васильевна. Как-то Масленников обратился к ней: «Можно я вас буду называть Екатерина Васильевна?»
«Да вы что, – последовал ответ, – уж лучше зовите меня Руина Васильевна».
В фильме у миссис Хадсон всего несколько фраз, но актриса каждую реплику делала ударной. Это было просто замечательно сделано.
Когда вышел первый фильм, Масленников сказал Рине Васильевне: «У нас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим…» Она ответила: «Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится».
Публикация ,,Актерская курилка».
Рина Зеленая. СССР, 1920-е. 1926 год.
Я иду по набережной Ялты рядом с Владимиром Владимировичем Маяковским. Только мы не гуляем, как все, а идем по делу — в бильярдную. Странно, что он позвал меня: у него всегда огромный выбор первоклассных партнеров. Но ослушаться его я не могу, он и так чем–то расстроен…
Когда он сказал: «Пошли в бильярдную!» — я повернулась и пошла. Он шагает большими шагами. А я, воображая, что иду с ним в ногу, семеню, просто бегу, стараясь не отставать…
Понимаю, кто идет рядом со мной, знаю, что это гений…
Здесь, в Крыму, Маяковский выступал на открытых сценах курзалов. Его слушали все, кто был в это время на крымских курортах.
Мы, актеры, приглашенные для работы на Южный берег Крыма, работали повсюду. Нас навалом грузили в полуторки — пианистов и певцов, чтецов и балерин — и возили по всему побережью: Алупка, Симеиз, Алушта, Гурзуф… Но каждый старался попасть на вечер Маяковского…
…Итак, мы с Владимиром Владимировичем входим в бильярдную. Там почти всегда одни и те же лица: курортники, актеры, кто–нибудь из писателей…
Появление Маяковского каждый раз событие. Играет он виртуозно. Его условия жестоки: по уговору беспощадно заставляет проигравшего лезть под стол… пролезать под бильярдом во всю длину.
В бильярдной человек шесть—восемь. Маяковскому сразу освобождают стол…
Он заявляет: «Я играю с Риной. Условия такие: играем американку. Она должна положить два шара, я — 13. Если выигрываю я, все присутствующие ставят мне по бутылке вина. Если Рина — я всем по бутылке».
Положение у меня неприятное. Не потому, что условия вполне унизительные… Американка — игра особая: если ты кладешь от шара «своего» — это считается шар.
И если в лузу падает «дурак» — это тоже шар. Как же я могу проиграть? Фактически не могу. Если только Владимир Владимирович положит все 13 шаров подряд с одного кия.
Разбиваю пирамиду от души, так, что шары разлетаются по всему столу. Маяковский, прищурив один глаз от дымящейся в углу рта папиросы, внимательно оглядывает другим глазом расположение шаров…
В это же время каким–то особенно элегантным движением мелит мелком кончик кия. Начинает. Он играет левой рукой. Шары летят безошибочно…
Подряд три в правый угол, два — в середину, от двух бортов — в угол, «свой» сам падает в середину, через весь бильярд — в левый дальний, еще одного «своего» ввинчивает в середину. Ему нельзя сделать ни одной ошибки. Но он ее делает. Все ахают…
Теперь дело за мной. Я важно мелю кий, нечаянно кладу «своего» в середину и последний с треском на клопштоссе всаживаю в угол.
Всё! Я, к сожалению, выиграла. Мне аплодируют, а я боюсь посмотреть на Владимира Владимировича. Потом оглядываюсь и вижу, что он улыбается, доволен. Плохое настроение как рукой сняло…
Из сети
В Ташкенте девочка ходила в реальное училище, но когда отца перевели работать в Москву, будущую актрису записали в престижную гимназию фон Дервиза. Там Екатерина быстро привлекла внимание других школьников собственным необычным поведением — лазила по деревьям, заскакивала на подножку трамвая, шумела и вела себя как маленькая разбойница.
После школы Зеленая поступила в Московское театральное училище, правда, как уверяла актриса, – случайно. Просто увидела объявление о наборе, зашла и прочитала без подготовки драматическое стихотворение. Но чем дальше девушка читала, тем громче смеялась приемная комиссия – уже тогда у Рины Зеленой проявилась неповторимая мимика и манера речи.
Очень яркой получилась ее роль болтливой домработницы в комедии «Подкидыш». Мало кто знает, что изначально этого персонажа в сюжете не было. Но по ходу съемок Зеленая и Агния Барто, которые и написали сценарий картины, решили добавить новую героиню, а Рина безупречно изобразила ее на экране.
Позднее Зеленая в другой комедии «Весна» переписала под себя роль гримера, изначально предназначавшуюся мужчине. Она на ходу выдумывала реплики, в том числе ставшую крылатой фразу «Такие губы сейчас не носят!».
Рина Зеленая нередко импровизировала, и в большинстве случаев новые реплики оставались в финальной части картин. Например, такие знаменитые шутки, как «Старушка зашла воды попить, а потом хватились — пианины нет» и «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» тоже были творением самой актрисы.
В 60-70-х годах Зеленая начала часто появляться в детских сказках: «Три толстяка», «Чиполлино», «Про Красную Шапочку». Очень рада она была роли Черепахи Тортиллы в экранизации «Приключений Буратино». Кроме того, детям адресованы и многочисленные мультфильмы, где звучит голос Рины Зеленой, который невозможно перепутать с каким-либо другим. В этих кинокартинах Рина Зеленая нередко поет: роли в детских фильмах были насыщены веселыми песнями, раскрывающими характеры персонажей.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.