Аркадий Райкин и Руфь Иоффе

размещено в: Истории Любви | 0
Легендарный Аркадий Райкин был избалован вниманием поклонниц, однако его сердце принадлежало лишь одной женщине – жене Руфь Иоффе.
 
Ещё в школьные годы Аркадий получил признание и стал гастролировать по учебным заведениям. Во время одного такого выступления в ленинградской школе № 41, он увидел в зале девушку в красном берете. Они обменялись взглядами и разошлись.
 
 
Через несколько месяцев молодые люди вновь случайно увиделись, теперь уже на Невском проспекте. Райкин узнал в проходящей мимо незнакомке ту девочку из зрительного зала, но постеснялся заговорить.
 
Прошло еще несколько лет, и Райкин снова увидел ее, теперь уже в столовой техникума сценических искусств. Теперь уже Рома, как называли ее домашние, сама заговорила с Райкиным, пригласив на вечерний сеанс кино. Там, в кинозале Аркадий и сделал ей предложение.
 
Девушка ответила, что подумает, а через несколько дней согласилась. Семья была против их союза, отец и мачеха мечтали видеть рядом со своей дочерью, племянницей академика Иоффе, кого-то посолиднее юмориста. Несмотря на все запреты, молодые продолжили отношения.
 
Благословение на брак им все удалось получить, но только после премьерного показа пьесы Мольера «Смешные жеманницы» – дипломного спектакля Райкина, куда были приглашены родственники Руфь.
Поначалу супруги жили в маленькой комнатке в родительском доме Иоффе, но они все равно были счастливы. Единственное, что огорчало их — это отношение мачехи, которая не прекращала делать замечания зятю.
 
В 1939 году у пары родилась дочь Катя, тогда Аркадий и принял решение перевезти жену и ребенка к своим родителям, чему те были очень рады. А уже через некоторое время Райкину наконец дали комнату в коммуналке.
 
Они были неразлучны не только дома, но и на работе. Имея театральное образование, Руфь устроилась в театр миниатюр, где служил Аркадий. Для сцены она взяла псевдоним Р. Рома. Даже в годы войны, когда Райкин гастролировал на фронте, преданная жена следовала за супругом.
 
О любвеобильности Райкина всю жизнь ходили слухи. О мимолетных увлечениях отца спустя много лет рассказала и дочь Катерина: «У родителей был замечательный брак, но бабы буквально липли к отцу. Романы, конечно, у Аркадия Исааковича были, но мама его обожала и не представляла своей жизни без него».
 
В 1950-м году родился долгожданный сын Константин. С появлением ребенка отношения Аркадия в женой только окрепли. Артист часто что-то записывал, в его заметках всегда были строки о любимой Роме. По словам артиста, супруга всегда понимала его. Когда у него были сложные периоды, когда с работой было все плохо, Руфь всегда подсказывала, как лучше поступить. Райкин прислушивался к мудрой жене.
 
В один день случилось несчастье — Руфь Марковна перенесла инсульт. Прошло много времени, прежде чем она вновь начала ходить. А вот полноценную речь вернуть не удалось. Даже несмотря на это, жена продолжала ходить на спектакли супруга.
 
Однажды во время выступления артист почувствовал сильную боль в сердце. Тогда врачи скорой помощи категорически запретили ему выступать. Райкин буквально вымолил у медиков несколько минут на сцене. В тот день Аркадий Райкин выступал более получаса.
 
Руфь Марковна пережила супруга на два года. До последних минут она горевала по тому, кто стал для нее любовью всей жизни. Когда ей сообщили о кончине Райкина, она лишь промолвила: «Я хочу умереть…»
 
инет
 

Девочка в красном берете. Главное в жизни Аркадия Райкина
В детстве он чуть не умер, в 26 лет поседел. Его ненавидела теща, обожали дети, женщины и вся страна. А он боготворил женщину по имени Рома.

«В нашей семье не имели обыкновения отмечать дни рождения детей. У нас почти не было игрушек. Нас не фотографировали (считалось дорогим удовольствием).

Мы привыкли ничего не просить и не ждали сюр­призов», – писал Аркадий Райкин в своих воспоминаниях. Может, поэтому у него самого с семьей все было вообще по-другому. Как говорил его сын Константин Райкин: «у нас была семья под знаком любви».

Аркадий Райкин всегда вспоминал о своих родителях с грустью и сожалением: отец, продавец строительного леса, еще в детстве узнал, как трудно может доставаться человеку кусок хлеба, и навсегда остался верен этой «хлебной философии».
Когда Аркадию было пять лет, Райкины переехали из Риги в Рыбинск.
Какое-то время пока отец не нашел работу было трудно и голодно.

Потом все как-то наладилось, отец целыми днями пропадал у себя на лесопилке, приходил, ворчал, поучал…. А однажды случилась очень важная вещь: он отвел Аркадия и его сестер Софью и Беллу в цирк. Это было невероятно, ярко, празднично!

А самым невероятным, ярким и праздничным был клоун. Аркадий потом часами простаивал перед зеркалом, повторяя его ужимки. Однажды за этим занятием его застал отец и страшно разозлился. «Но я выступаю», – удивился Аркадий.

Не смотря на свою «хлебную философию» и склонность к нравоучениям, Исаак Райкин и сам в душе был прекрасным актером, иногда он рассказывал смешные байки, перевоплощаясь и жестикулируя, изображая соседей и сослуживцев.

Позднее Аркадий понял, что склонность к лицедейству унаследовал у отца. Но в тот день отец ненавидел это их фамильное лицедейство: «Что?! Быть клоуном?! Еврею! Никогда!».

Но актерство уже выбрало Райкина и не собиралось никуда отпускать. Еще в Рыбинске он начал ходить в драмкружок, а когда они переехали в Петербург, самодеятельностью интересовался больше, чем учебой.

В 13 лет к Райкину привязалась какая-то кошмарная ангина, и она дала осложнение на сердце. Как ему было плохо – это не описать. Больно было от всего: когда накрывали простыней, казалось, что сверху бросают кучу кирпичей. Аркадий болел девять месяцев, врачи думали, что не спасут. Он выздоровел, но стал другим человеком: молчаливым, задумчивым. Кажется, тогда появился его знаменитый мудрый и печальный райкинский взгляд.

Пережив этот опыт, он всегда сам знал, что ему делать – и поступил в Ленинградский техникум сценических искусств, хотя отец был категорически против. После техникума Аркадий по распределению попал в ТРАМ, он же Театр рабочей молодежи, будущий Ленком. Все шло хорошо, все восхищались драматическим талантом Райкина, он получал главные роли – но тут опять ангина, и опять осложнение.

Он вновь поправился, но болезнь оставила после себя порок сердца и белую прядь в смоляной шевелюре.
Нелегкий багаж для 26 лет, но талант вывозит и не такое.

Райкин играл в театре, снимался в кино, а в 1939 году блистательно выступил на 1-ом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с номером «Чаплин». После этого конкурса Райкина приняли в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, и совсем скоро, через три года, он стал его худруком – на сорок лет.

Театр был главным в его жизни, «служение, а не служба», но было и еще одно главное. Оно было не таким явным, как театр, входило в жизнь медленно, шаг за шагом. Аркадий Исаакович на всю жизнь запомнил, как все началось: он тогда еще учился в школе, были какие-то гастроли самодеятельности, и ему надо было выступать в соседней школе.

Там была интересная девочка: она проделала отверстие в красном берете и выпустила в него прядь волос. Такого он никогда раньше не видел и не смог не заметить. Прошло несколько месяцев, Аркадий не думал об этой девочке, не вспоминал. А потом вдруг увидел ее на улице и понял две вещи: эта девочка очень красива и у нее удивительно умные глаза. Хотелось подойти и познакомиться, но было неловко.

Прошло еще несколько лет. Однажды, уже в своем сценическом техникуме, Райкин случайно обернулся в столовской очереди и понял, что не забыл ту девочку в красном берете, и что вот она, стоит рядом с ним.

Девочка улыбнулась и сказала: «Вы здесь учитесь? Как это прекрасно!» – оказывается, она тоже его помнила. Аркадий, как было принято в те годы, вежливо спросил, что девочка делает вечером. Она сказала, что совершенно свободна, и вечером они пошли в кино.
Девочку звали Руфь Йоффе, Рома. Знаменитому академику, «отцу советской физики» она приходилась родной племянницей.
В темноте кинозала Райкину было некогда думать о таких вещах, и еще до титров он сбивчиво предложил Роме выйти за него замуж. Она как-то даже не удивилась, пообещала подумать, а на другой день сказала, что согласна.

Такое иногда бывает: два человека встречаются, как после долгой разлуки, в которой страшно скучали друг по другу – и им уже страшно расстаться. Родители Ромы такому повороту не обрадовались. Они не могли допустить мезальянса, и когда Райкин приехал навестить Рому на дачу в Лиговке, его просто не пустили в дом.

«Деточка, ну что это? Кто это вообще? Он правда тебе нравится?» Поэтому Райкин и Рома встречались тайно, а потом просто пошли и расписались: «Дорогие родители, это мой муж».

Дальше были годы бытового ужаса: родители Ромы не ленились демонстрировать Аркадию, как они его не любят и считают недостойным доченьки.

Однажды – у Райкиных уже родилась Катя – после ссоры с тещей Аркадий взял на руки дочку и, в чем был, ушел к своим родителям. Руфь побежала за ними. Скоро им дали комнату в коммуналке – они прожили там много лет. Райкин смотрел на соседей своим мудрым, проницательным взглядом – и обессмертил многих из них в своих гениальных монологах.

Рома была не просто красавицей. Когда она начинала рассказывать, сам Ираклий Андроников говорил почтительно: «Мне лучше помолчать». Талантливая, с отличным чувством юмора, яркая, умная, она нравилась не только Райкину.

Была такая история: летом 1941 года театр поехал на гастроли в Днепропетровск. Первый спектакль намечен на воскресенье, 22 июня, а в субботу был банкет в обкоме партии: тосты, песни, вино рекой… Рома сияла, как солнышко, мужчины так и вились вокруг нее, особенно секретарь обкома Леонид Брежнев, веселый чернобровый красавец. Брежнев знал, что умеет нравиться женщинам, а понравиться Роме он старался изо всех сил: приглашал танцевать, подливал вино, рассказывал смешные истории…

Райкин, спокойный наружно, о чем-то со всеми разговаривал, даже посмеивался. На жену не смотрел. А когда вернулись в гостиницу, орал на нее так, что ей больше не хотелось танцевать ни с каким Брежневым – только бы муж успокоился.
Тем более, что он никогда не кричал, берег сердце, вообще был тихоговорящим человеком. На другой день по радио объявили: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Всю войну Рома вместе с мужем колесила по фронту, была рядом с ним каждый трудный день, каждую страшную ночь.

После войны у них родился Костя. Райкин был таким отцом, какой нужен каждому ребенку. Они вместе гуляли по Ленинграду, и Аркадий Исаакович рассказывал историю зданий. Водил на симфонические концерты, на балет. И с женой был очень нежным, заботливым.

Дочь, Катя, рассказывала: у отца был роман, может, и не один, но один был особенно болезненным для Ромы, она тогда уже носила под сердцем Костю.

«Если он уезжал на гастроли без мамы, дамочки не давали ему прохода. Романы, конечно, у Аркадия Исааковича были, но мама его обожала и не представляла своей жизни без него. Она, например, простила отцу отношения с одной актрисой Театра Вахтангова, которая была очень красивой и ставила перед собой единственную задачу – «схватить» папу. Мама очень страдала, ей же все доносили…»

Со временем все это перестало иметь значение; а когда у Руфи Марковны случился инсульт, стало понятно, что по-настоящему важно.
Как он о ней заботился! И как она боролась за себя, за них, каждый день отвоевывая у болезни еще немного жизни.
Она снова начала ходить, но речь к ней уже не вернулась. Летом они с мужем уезжали на рижское взморье, гуляли, молчали – да зачем уже слова, они были не нужны.

Аркадий Райкин умер на два года раньше жены, его догнали последствия той долгой детской болезни. Когда Роме сказали о его смерти, она впервые после инсульта четко сказала несколько слов. Вот эти слова: «Я хочу умереть».

Семья Райкиных. Слева направо: жена Аркадия Исааковича Руфь Марковна Иоффе с сестрой, Аркадий Исаакович, зять Михаил Державин, дочь Екатерина (на руках держит своего кузена Ленечку), в центре — сын Костя. Озеро Долгое. 1958 год.
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.

Автор публикации

не в сети 1 неделя

Татьяна

Комментарии: 1Публикации: 7897Регистрация: 28-12-2020
Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий