Его лицо помнят все. Красивый, улыбчивый, обаятельный — ему бы играть коварных соблазнителей в Голливуде. Но на советском экране его героями стали трактористы,летчики, партизаны, шахтеры.
В самые тяжелые моменты биографии своей жизни Николай говорил, что он живучий. Ведь он боролся с судьбой с самого первого момента появления на свет. Семья пролетарская: отец — рабочий мануфактуры, мать — ткачиха. Будучи беременной, мама пошла в погреб за капустой, оступилась и упала. Там, в темном сыром и холодном подвале у нее начались схватки, а срок родов -только через два месяца. Кричала, но никто не услышал. И все же в доме на Красной Пресне в Москве раздался крик младенца -синюшного, недоношенного.
Слава богу, выходили. Коленька много ел, быстро набирал вес. Кроме него, в семье было семеро детей, но так сложилось, что выжил только он.
Отец рано умер, и мать тянула сына в одиночку. Хотела, чтобы Коленька выучился, получил профессию. Поэтому он пошел в училище на специальность гравера-накатчика.
От природы озорник, балагур и весельчак, Николай не смог пройти мимо кружка местной самодеятельности. Как только вышел на сцену, сразу понял — вот его предназначение. Крючков лучше всех бил чечетку, а уж в пении и игре на гармони ему не было равных. Однако мать не одобрила фиглярства.
Пошли на компромисс: Николай поступил в театральную студию, но работу на фабрике не бросил — нужно было кормить семью.
Творческая биография Крючкова складывалась отлично: уже в 22 года он получил свою первую роль в кино. Одобрение критиков, любовь зрителей… Предложения сниматься посыпались одно за другим. А он никому не мог отказать. С одинаковым рвением брался и за эпизоды, и за отрицательных персонажей. Все выходило у него превосходно, словно играючи, с шутками-прибаутками. И тут Николай не то чтобы зазнался -нет, такой черты у него не было. Вспомнил о своей старой привычке: взялся за спиртное. Еще в училище и на мануфактуре он пил на равных с приятелями отца, там это уважалось. А вот актерской карьеры из-за любви к «беленькой» Крючков чуть не лишился.
Ему было всего 26, а он играл командира отряда партизан в фильме Михаила Ромма «Тринадцать». Один раз Николая не смогли найти после ночных возлияний, потом он сорвал съемки… Ромм решил с ним поговорить, на что Крючков лихо ответил: «А вы все равно меня не уволите — полкартины ведь уже снято». На следующий день, когда Крючков явился-таки на съемки, Ромм вдруг закричал ему: «Ложись!» — и актер от неожиданности упал ничком. «Снято! — крикнул довольный режиссер. -Поздравляю! Ты убит. Можешь собирать вещи и возвращаться домой».
Урок из этого случая Крючков извлек, но окончательно побороть пагубную привычку смог только через много лет: после очередной госпитализации врач пригрозил, что его сердце больше не выдержит…
И все же слава настигла молодого артиста Крючкова — спустя два года, после выхода на экраны фильма «Трактористы». В роли Клима Ярко он сам придумал один из запоминающихся эпизодов, когда его герой устраивает пляску… на пятой точке! «Ни один из самых именитых танцоров не смог бы исполнить такой танец», -восхищались коллеги. Между собой они назвали это «феноменом Крючка».
Всенародная любовь, Сталинская премия и встреча со своей первой, тогда еще будущей, супругой Марией Пастуховой -все это ждало Крючкова в 1939 году. Жизнь налаживалась.
В творческой биографии Крючкова более 120 ролей. Николай Афанасьевич сыграл во множестве ярких и разноплановых фильмов: «Свинарка и пастух», «Котовский», «Парень из нашего города», «Небесный тихоход», «Максимка», «Дело Румянцева», «Служили два товарища», «Осенний марафон» и многих других. Часто он работал на износ, снимаясь одновременно в четырех-пяти картинах. Особняком стоят его роли в черно-белых фильмах о войне. Герои Крючкова так убедительны, что даже не верится, что на фронте актер никогда не был.
Крючкову исполнился 31 год, когда началась Великая Отечественная война. В первые же дни Николай написал заявление и явился в военкомат. Известного артиста там, конечно же, узнали. Военком в растерянности набрал номер телефона и уже через пять минут заявил: «Подписать ваше заявление я не могу. Поймите, что, снимаясь в кинокартинах, вы принесете Родине гораздо больше пользы, чем на фронте!»
Имя Николая Крючкова в титрах обеспечивало успех фильма у прекрасного пола. Советские женщины, затаив дыхание, смотрели на экран.
Да, истинно мужских черт в Крючкове было хоть отбавляй: упрямый, решительный, сказал — как отрезал, да еще и добытчик: все в дом. Только верностью он, увы, не отличался.
На съемках «Небесного тихохода» закрутил роман с актрисой Аллой Парфаньяк, которая была на 13 лет младше его. Добрые люди мгновенно доложили о романе супруге Николая, и та ушла от Крючкова. Как честный человек, Николай женился на Аллочке, у них родился сын. Но и этот брак вскоре распался. Уж слишком тяжела оказалась для Аллы эта ноша — быть женой известного артиста, да еще и такого компанейского, завсегдатая застолий.
Супругой Крючкова стала мастер спорта Зоя Кочановская. Но вскоре случилось несчастье: она погибла под колесами автомобиля прямо на глазах мужа. Николай был на грани помешательства. Спасли друзья и новая, последняя и самая большая любовь — молодая ассистентка режиссера Лидочка. После свадьбы у Крючковых родилась дочь Эльвира, которую актер, обычно скупой на ласку, неожиданно для всех начал сильно баловать.
Время шло, менялась эпоха, а вместе с ней и приоритеты. Такие ценности, как честность, надежность, прямота, олицетворением которых был сам Крючков, во время перестройки оказались ненужными.
Как-то раз во время съемок в Ялте немолодого уже актера согласно всем его регалиям поселили в лучшем номере самой дорогой гостиницы. Однако на курорт приехали иностранцы, и народного артиста тут же переселили… в кочегарку! Он позвонил более молодому приятелю — попросить перенести чемодан. В ответ на возмущение знакомого по поводу инцидента Николай Афанасьевич спокойно ответил: «Как объяснили?.. Очень просто — иностранцы платят долларами…»
Грянули 90-е. Настоящим унижениям подвергся Крючков, когда фильмы с его участием объявили просталинскими, а его самого -пособником коммунизма.
Крючкову назначили мизерную пенсию, и уделом некогда знаменитого артиста стала ужасающая бедность. Окончательно сломила его болезнь дочери Эльвиры, а затем и собственная: из-за опухоли в горле последние годы жизни Николай Афанасьевич не мог говорить.
Николай Крючков скончался в возрасте 83 лет, в 1994 году У родных даже не было средств на похороны. Помогли коллеги.
Директор гильдии актеров позвонила в Политуправление армии с просьбой оказать последнюю честь великому артисту — предоставить на похороны военный оркестр и организовать ружейный салют.
Генерал на другом конце провода долго пыхтел и мялся, но потом согласился: «Понимаете, у нас план. Я удовлетворю вашу просьбу, но в следующий раз звоните заранее!..».
Инет