Евгения Павловна Симонова

размещено в: Современные артисты | 0
Евге́ния Па́вловна Си́монова — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Лауреат Государственной премии СССР. Википедия
Родилась: 1 июня 1955 г. (67 лет), Санкт-Петербург, СССР

«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.

Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого-психолога и педагога. Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове. Впоследствии исполнительница назвала дочерей в честь пожилых родственниц Марии Карловны и Зои Дмитриевны.

Интересна ранняя биография отца артистки Павла Симонова. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа». Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни.

Вскоре после рождения будущей звезды семья перебралась в Москву, где отец получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для ученого на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу, чтобы развивать новое учреждение. Впоследствии отец Евгении возглавлял институт на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская устроилась преподавать английский язык.

В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно Симонова занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе все изменилось.

Научные изыскания отца Евгении лежали в междисциплинарной области, и в то время Симонов занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила академика прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой проблеме.

Евгения Симонова вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Лекции Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед артисткой открылся новый неизведанный мир мастерства перевоплощения.

Евгения решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.

Для поступления девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века — стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Женя подавала документы в несколько театральных вузов, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.

В годы учебы наставником Евгении выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы тяжело давались начинающей актрисе. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боится выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой Симоновой. 

Знаменитость вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» Евгении удалось побороть стеснение.

После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского. Помощь в адаптации Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие актеры тоже тепло относились к молодой артистке. Близким приятелем стал Игорь Костолевский.

Евгения Симонова на сцене театра

Евгения Павловна из тех исполнительниц, на которых опирался репертуар театра Маяковского. За 4 десятка лет звезда отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены актриса неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других.

Кроме того, артистка выступала в «Сфере», в ЦДА имени А. А. Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила Евгения и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.

Стоит упомянуть, что исполнительница — обладательница престижных театральных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017 году артистке вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием Симоновой относится и спектакль «Август: графство Осейдж», где декорации создавались благодаря проектору, транслирующему на сцену преображения интерьера.

Евгения Симонова на вручении «Золотой маски»

Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» Симоновой удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой актрисы оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.

Не осталось незамеченным появление артистки в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975 года, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей. 

Евгения Симонова «В бой идут одни старики»
Евгения Симонова в кинофильме «Афоня»

В том же году состоялась премьера музыкальной картины «Под крышами Монмартра». Здесь актрисе достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.

В киноиндустрии того времени за Евгенией Павловной прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.Однако эта популярность обернулась жесткими рамками для юной Евгении.

Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа. Евгения Павловна вспоминала, как отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку.

На сцене Симонова так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес. Впрочем, звезда нашла свою нишу.

Лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью для артистки оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Сложнее других Евгении Павловне далась сцена со стрельбой, поскольку исполнительница терпеть не может оружие и громких хлопков.

Евгения Симонова в картине «Под крышами Монмартра»
Евгения Симонова в кинофильме Обыкновенное чудо»

Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В картине речь шла о юношеской любви, предательстве, малодушии.

Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты. Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля фильма отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору Ждановская), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).

В 1980 году на экраны вышла драма «Рафферти», где актриса сыграла певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. Кроме того, киновед хвалил работу Олега Борисова, воплотившего ключевой образ.

Евгения Симонова в кинофильме «Школьный вальс»
Евгения Симонова в кинофильме «Пропавшая экспедиция»
Евгения Симонова в кинофильме «Рафферти»

В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые Симонова относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции.

Отмечала Евгения Павловна и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этой картиной артистка ездила на конкурсы по всему миру.

«Двадцать шесть дней из жизни Достоевского»

В 1989 году знаменитость снялась в дебютной работе Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой.

Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к «застою» и желание изменить окружающую действительность.

Действительность изменилась, и в новую реальность героини Симоновой не вписались. Впрочем, в интервью звезда подчеркивала, что не очень-то и стремилась шагать в ногу с тем временем. В 1990-е фильмография актрисы почти не пополнялась.

После спада популярности артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере. Возвращение Евгении Павловны состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в сериале «Дети Арбата», который снимал супруг Симоновой Андрей Эшпай. Стоит отметить, что и этот образ исполнительница называет любимым.

Евгения Симонова с дочерьми Зоей Кайдановской и Марией Эшпай

У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминала родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери перенести потерю близкого человека, с которой оказалось трудно смириться. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники — у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки.

Инет

Евгения Симонова с братом Юрием Вяземским
Евгения Симонова и Андрей Эшпай
Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Вероника Михайловна Тушнова. Я давно спросить тебя хотела

размещено в: Стихи Вероники Тушновой | 0

Я давно спросить тебя хотела:
разве ты совсем уже забыл,
как любил мои глаза и тело,
сердце и слова мои любил…

Я тогда была твоей отрадой,
а теперь душа твоя пуста.
Так однажды с бронзового сада
облетает поутру листва.

Так снежинки — звездчатое чудо —
тонким паром улетают ввысь.
Я ищу, ищу тебя повсюду,
где же ты? Откликнись, отзовись.

Как мне горько, странно, одиноко,
в темноту протянута рука.
Между нами пролегла широко
жизни многоводная река.

Но сильна надежда в человеке,
я ищу твой равнодушный взгляд,
все еще мне верится, что реки
могут поворачивать назад.
Вероника Михайловна Тушнова

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Себастьян. Автор: Алексей Боярский

размещено в: Про котов и кошек | 0

Кота официально звали Себастьян. Ну, это когда приходят гости или там по иным церемониальным поводам. А так Ленка звала его просто: Засранец. Ну, скорее, ласково, мягко, как бы могла называть мужа: мол, засранец, конечно, но любимый же, свой. Кот не обижался.

Это был огромный пушистый персидский кот. С широкой важной мордой. И разными глазами: оранжевым и фиолетовым. «Если б глаза были одинаковые, он был бы глухим», — объяснил Ленке ветеринар, сосед по лестничной клетке. Собственно, это он Ленке и подарил котенка. Среди ветеринаров встречаются такие айболиты, которые тащат домой всех, от кого хозяева отказались прямо в клинике или гуманно принесли на усыпление. Котенок был из этой категории: после двух недель реабилитации, слабым, но жизнеспособным сосед вручил существо Ленке. Ему тогда было… Да черт его знает сколько, — месяца два, не больше. Мяукая (сосед пояснил, что это остаточные боли в животе), он подползал к Ленке. Греться и гладиться.

Ленку он любил. Но как-то даже не по-кошачьи. Однажды Ленка привела в дом мужика. Ну, так случается у 30-летней барышни. В зауженных джинсах, пиджаке на футболку с мультиками. В очках и с хипстерской бороденкой. То, что это именно мужик-мужик, а не просто гость, типа, коллега по работе забежал, кот каким-то образом сразу распознал. И мужика тут же невзлюбил. Нет, не зашипел. Он вообще как-то не шипел. Он пыхтел. Весь будто надувался, злобно сверлил оппонента разноцветными глазами. И пыхтел. Наверное, это было даже ближе к рычанию. Мужик на пыхтение внимание не обратил. Снял в прихожей пиджак, белые кроссовки, издали поприветствовал кота стандартным набором «уссиии какаяяя морда!» и в обрезанных под щиколотку носочках проследовал мыть руки.

В гостиной мужик плюхнулся в кресло. И пока Ленка заваривала на кухне что-то китайское, уткнулся в смартфон. Если б он этого не сделал, то вероятно заметил растущую рядом точку напряжения. Сидящий на спинке дивана Засранец начал громко пыхтеть и прямо раздуваться на глазах. Взгляд разноцветных глаз выражал глубокую ненависть. Особенно оранжевого. И в тот момент, когда Ленка появилась в дверях с чайником, прыгнул на мужика. Тот вскрикнул и вскочил из кресла.

— Господи, ты ж его кресло занял… — вырвалось у Ленки.

Она увела мужика в ванную поливать перекисью. Когда вернулись, кот лежал в кресле с прикрытыми глазами. И загадочно молчал. Больше попыток нападения не предпринимал. Зато когда мужик уходил, подарки от кота были обнаружены сразу в обеих кроссовках…

С тем мужиком у Ленки не сложилось. Вряд ли тут было дело в коте. Хотя, кот тоже доставлял. Впрочем, доставлял он не только этому, но и всем последующим, с которыми у Ленки тоже не сложилось. «Это кресло Себастьяна – в него лучше не садиться», — предупреждала всех потенциальных женихов Ленка. Обувь прятали в запирающийся шкаф. При этом, кот сторожил Ленкины вещи – сильно оцарапал мужика, переложившего с полки косметичку. Один из женихов не ложился спать, не забаррикадировав тяжелой тумбой открывающуюся вовнутрь дверь спальни: ожидание ночного нападения кота превратилось у него в фобию.

Временами Ленка злилась. Орала на Засранца. На какое-то время он переименовывался в Говнюка. Но потом Ленка отходила, и он снова становился Засранцем. В отсутствии посторонних он был вполне мил. И даже заботлив. Так она и жила с котом.

… Ленке было уже 36, когда Засранец исчез. В какой момент это произошло, она сама не поняла. Последний пятый этаж. Теоретически, мог и в окно сигануть. Или в дверь, когда выносила мусор. Но, зачем? Обычно на улицу его не тянуло. Весна, конечно. Но побеги по кошкам за Засранцем и в юности не наблюдались. Тем более респектабельный 8-летний кот. Уже через два часа Ленка дала ориентировки во всех чатах, обежала по мартовской жиже район – расклеила объявления на столбах. Сулила вознаграждение.

— Кризис среднего возраста, — махнул рукой сосед. – Вернётся. Сам два года назад уходил. Бывает.

И кот вернулся. Не прошло и трех дней, как раздался звонок в дверь. У порога сидел Засранец. Даже не особо грязный и с ужасно довольной мордой. Едва Ленка открыла дверь, как он прошмыгнул внутрь и помчался на кухню. Но пришёл он не один – что логично, ибо не сам же кот звонил в дверь. На лестничной клетке стоял блондин средних лет. Лицо его было поцарапано, а куртка и штаны заляпаны грязью. В руках он крутил на ремешке брелок от автомобильной сигнализации.

— Господи, это он вас так? – запричитала Ленка. – Заходите, я вас перекисью протру. И вот салфетки… И конверт сейчас принесу!

Мужчина внимательно посмотрел на Ленку и аккуратно перешагнул через порог в мокрых, но явно дорогих полуботинках.

— Да я не…. — начал было он.

В этот момент он встретился взглядом с высунувшемся из кухни котом. Тот пристально, но как-то успокаивающе смотрел человеку прямо в глаза. Как будто говорил: «Расслабься и забудь». Дальше было как в классической мелодраме. Сначала они незаметно почти час проболтали стоя в прихожей. Потом Герман остаться пить тот самый китайский чай. Дальше он сел в знаменитое кресло. В доме так давно не было посторонних, что Ленка совсем забыла. Вспомнила она лишь когда в дверях гостиной возник Засранец. Ленка уже была готова на него прикрикнуть, как увидела, что Застранец не пыхтит. Он молча прошёл мимо гостя, едва потершись об его ноги. Вскочил на диван и растянулся там.

… Через полтора года у Ленки с Германом была свадьба. Потом двойня. И на всех годовщинах, днях рождения, гостям Ленка рассказывала историю знакомства:

— Себастьян сбежал. Герман тут недалеко жил. Увидел кота на улице, вспомнил объявление. Ловил, ловил. Получил лапой по морде. В грязи извозился, но доставил!

Гости цокали языками, произносили набор стандартных пошлостей про судьбу и браки на небесах. Герман и Себастьян при этом помалкивали, разве что довольно переглядывались.

Прошло много лет. Двойняшки учились уже на третьем курсе. Застранец давно умер. На очередном застолье Ленка как пасхальную историю описывала знакомство с мужем. Почти все присутствовавшие, слышавшие её не один раз, умиротворенно ковыряли вилками, готовясь к традиционному уже тосту за Кота судьбы.

— Да не так всё было, — неожиданно раздался голос Германа.

Все посмотрели на него. Даже дети оторвались от смартфонов.

— Не читал я никаких объявлений, — начал Герман. – Приехал с работы, припарковал машину. Выхожу. Хочу домой пойти. И тут подбегает ко мне огромный кот и начинает тереться у ног. Отодвинул его аккуратно, а он опять. И тут я уронил брелок от машины. А кот этот брелок хвать зубами и рванул. Деваться некуда – рванул по месиву за ним. Два раза падал так, что мордой по асфальту – оттуда и царапины. Квартала два бежал. Кот к какому-то подъезду. Там в этот момент заходили – дверь раскрыли. Кот в дверь, а я за ним. Он добежал до пятого этажа. Бросил брелок на пол. А сам сел под дверью в квартиру. Лапой её скребет, да на меня оборачивается. Тогда, я понял, что надо позвонить в дверь…

— Погоди, а почему ж ты раньше никогда не рассказывал? – у Ленки на глаза навернулись слёзы.

Герман пожал плечами:

— Мне показалось, он не хотел это афишировать…)

Автор: Алексей Боярский

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями:

Восемь слов. которые кажутся русскими, но на самом деле заимствованы

размещено в: Великий и могучий | 0

ВОСЕМЬ СЛОВ, КОТОРЫЕ КАЖУТСЯ РУССКИМИ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ ЗАИМСТВОВАНЫ

• СУП

Супы, казалось бы, самая русская еда. Однако название этого блюда пришло к нам из французского языка только в XVIII веке. Вероятно, оно восходит к соответствующему слову из германских языков: сравните с готским supôn — «приправлять».

Кстати, на Руси существовал омоним этого слова. Супом называли коршуна. Дожившее до наших дней однокоренное слово — «насупиться».

К названию блюда эти слова не имеют никакого отношения.

• ЧАЙ

Название этого напитка несколько веков назад пришло к нам из Северного Китая, где это растение называют словом čhā .

А южнокитайское tē легло в основу западноевропейских названий чая, например английского tea.

• САРАФАН

Название национального костюма наши предки заимствовали через тюркские языки из персидского. Sepārā переводится как «почётная одежда».

Кстати, в Древней Руси сарафаны носили мужчины: этим словом назывался длинный мужской кафтан.

• КАФТАН

Ещё одно слово, которое пришло из тюркских языков.

Турецкое kaftan («верхняя одежда») — заимствование из персидского, где haftan — разновидность нижнего белья.

• ТУЖУРКА

С одной стороны, этого слова здесь не должно быть: оно не пришло откуда-то, а образовано в русском языке путём добавления к «тужур» суффикса «-к-».

Но с другой стороны, «тужур» — это заимствованное французское toujours — «всегда, постоянно».

«Тужурка» буквально означает «повседневная одежда».

• ПОЕДИНОК

Слово пришло к нам в XVII веке из родственного нашему другого славянского языка — польского. Отсюда и ощущение «исконности».

Pojedynek образовано от jeden — «один».

«Поединок» буквально означает «бой один на один».

• БОГАТЫРЬ

Не имеет ничего общего со словом «бог» и тоже заимствовано.

Оно пришло из тюркских языков и означает «смелый, военачальник, герой».

• УРА

В XVIII веке в русский язык пришло много слов из немецкого. В том числе и hurra, которое восходит к глаголу hurren — «быстро двигаться».

Инет

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: