Рожай, доченька. Рассказ Елены Шаламоновой
Рожай, доченька
Галине с замужеством не повезло. Вышла она замуж поздно, когда уже ей было под тридцать. Долго не могла забеременеть. А когда пошла по врачам, то услышала неутешительный диагноз: родить она вряд ли сможет.
И без того загульный её муж Фёдор, кроме женщин, любивший и выпивку, сразу ушёл к любовнице, как только Галя сказала ему о своём бесплодии. Этим он добил Галю до конца. Долго не могла утешиться женщина. Ни детей, ни мужа…
Чувствовала она себя совершенно одинокой и несчастной. О перспективе повторного брака даже и не думала. Все хотят полноценную семью и родных детей. Родных… А если не даёт Боженька родных?
И тут мать Гали, видя горе дочери, сказала твёрдо: — Чего по мужику убиваться? Если бы любил, то не бросил. Не дети ему нужны, а сказала бы я чего… А ты перестань нюни распускать.
Вон сколько сирот без матерей по детдомам маются. Бери любого и воспитывай. Благое дело, доченька. А я пока жива – помогать вам буду. Развод с мужем прошёл быстро.
Бывший супруг на суде заметил преображение Галины: спокойный и уверенный взгляд, даже блеск счастья и какая-то сила в глазах. Но для себя отметил, что наверняка жена сразу нашла ему замену – любовника.
А Галю окрылили слова и поддержка матери. Она вскоре присмотрела себе малышку-отказника – годовалую девочку, и начала оформлять удочерение.
Чтобы не судачили о ней люди и не докучал бывший муж, Галя, с матерью и дочкой переехали в другой город и даже регион, быстро продав квартиру.
С тех пор прошло немало лет. Маму Галина недавно похоронила, а дочка Люба выросла умницей и красавицей. Никто не знал о том, что малышка не родная для Гали. А женщина так любила свою дочь, что чувствовала себя её настоящей и единственной матерью.
Дочь уже училась на последнем курсе института, когда однажды придя домой, она села на диван рядом с матерью и расплакалась.
— Что случилось? – с испугом спросила Галина.
– Что-то с учёбой? Вроде было все хорошо. Но дочь молчала, растирая по щекам слёзы.
— Да что произошло-то, не томи ты меня, — молила мать, обнимая Любу за плечи.
— Мам, я поссорилась с Мишкой. Ты же знаешь мою ревность-то. Он тоже вспылил. Ну, не хотела я тебе пока говорить, что, наверное, мы расстаёмся.
А тут…такое дело… Понимаешь, я ко всему ещё и беременна, оказывается… Галина молчала. По её щекам ручьём уже лились слёзы.
— Мам, ты чего? Из-за меня, мам? Ну, прости… — Любаша побежала на кухню за валерьянкой.
– На, мам, прими быстренько, ляг на диван. Господи, зачем я тебе всё разом сказала, какая ж я дура…
Галина приняла лекарство и приходила в себя. Ни за кого в жизни она так не переживала, как за свою дочь.
— Мам, сильно я тебя расстроила? Прости меня, мам. Ну, что теперь делать-то будем…
— Я не от расстройства плачу, доченька. Что ты. Это от счастья, — тихо проговорила Галина и улыбнулась.
— От счастья, – словно эхо удивлённо повторила Люба.
– От счастья?
— Да, от счастья, доченька, — повторила Галя.
– Бог не всякому даёт такое счастье – стать матерью. Не всякому. А тебе… А нам с тобой – дал. Радоваться только надо. Радоваться. И рожать. Рожай, доченька, а я тебе во всем помогу.
– Повторила Галя слова, которые когда-то она услышала от своей матери.
— Так-то оно так, мам, а как же рожать без мужа? Тебе будет стыдно за меня?
— Отчего же стыдно? Дать жизнь новому человечку – мужество надо иметь и любовь. Справимся. А Мишка, коли любит, так никуда не денется. А нет, так и ничем не удержишь…
Тут в дверь позвонили. Люба пошла открывать. На пороге стоял Мишка, загородившись от вспыльчивой любимой большим букетом, словно щитом.
Увидев, что лицо у Любы заплаканное, он, не дожидаясь приглашения, шагнул в прихожую и обнял девушку как ни в чем ни бывало.
— Так, что тут случилось? – спросил он и посмотрел на Галину.
– Здравствуйте, Галина Николаевна.
– Да что у вас произошло-то? Обе зарёванные!
— Мишенька, ты проходи, проходи, нечего на пороге стоять. А я сейчас пойду чайник поставлю. Чайку попьём. Ты, Любаша, говори, говори, не томи его, как меня, чуть не до обморока.
Радость у нас Миша большая. И ты к этому причастен. Имеешь право знать. Мать строго взглянула на дочь и пошла на кухню. Михаил, видя, что Галина Николаевна вышла, обнял и поцеловал Любашу.
— Ох, и соскучился я, Любка. Давай больше не ссориться. Выходи за меня. Только не смей отказывать, слышишь? Я все равно никуда отсюда не уйду. Парень отдал букет любимой. А у Любы снова на глазах слёзы.
— Да что у вас тут происходит сегодня? Ну, болото, мокрое болото, — Миша разулся и по-хозяйски прошёл на кухню, — Галина Николаевна, что я должен знать? Если из-за меня, то я вот пришёл свататься…
Вобщем, прошу руки Вашей дочери, Галина Николаевна. — Миш, — наконец пришла в себя Люба.
– Ребёнок у нас будет. Я беременна. Теперь уже заблестели глаза и у Миши.
— Так я рад. Я просто очень рад. Почему не мне первому сказала? – парень растерянно сел на табурет и закрыл лицо руками.
— Миш, — засмеялась Люба.
– Тебе чаю или как маме – валерьянки?
— Да нет, все в порядке. Все даже очень отлично. Представляю, как мои будут рады… Я сказал им о моём решении, и они поддерживают меня. Так что ты мне отвечаешь, почему молчишь?
— Ну, конечно, да, Мишка…
— Вот и хорошо, дети мои, благословляю, — да не ссорьтесь вы больше по пустякам. И что уж теперь прятаться. Живите вместе. Вот вторая комната — вам, — сказала Галина.
– Столько сегодня известий, пойду лягу, надо все переварить и успокоиться. На удивление, Галина довольно быстро уснула. И снился ей весенний парк с цветущей сиренью, а она идёт по аллее с коляской, нянчит своего родного и долгожданного внучонка…
Автор: Елена Шаламонова
Из сети
Анна Павловна Павлова
А́нна Павлова родилась 12 февраля 1881, в Санкт-Петербурге — русская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра в 1906—1913 годах, одна из величайших балерин XX века.
После начала Первой мировой войны поселилась в Великобритании, постоянно гастролировала со своей труппой по всему миру, выступив в более чем 40 странах и во многих из них впервые представив искусство балета. Гастроли Анны Павловой способствовали утверждению мировой славы русского балета.
Хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» в исполнении балерины стала одним из высоких эталонов русской балетной школы. Исполнительская манера Анны Павловой свидетельствует о расцвете балетного импрессионизма начала XX века. ©
Великая русская балерина Анна Павлова навечно вошла в историю мирового балета и массового сознания как олицетворение красоты, пластики и грации. Ее танец умирающего лебедя в балете Фокина и Сен-Санса у миллионов жителей планеты навеки ассоциируется с русским балетом, а имя самой балерины стало брендом и легендой еще при жизни.
Например, после ее гастролей в Австралии и Новой Зеландии восторженные зрители и поклонники таланта назвали в ее честь торт из безе, вошедший в современные словари английского языка как Pavlova cake.
Однако не так широко известно, что Анна Павлова обожала птиц. Об этом поведал миру ее гражданский муж, друг, покровитель и спонсор Виктор Дандре, потомок обрусевшего француза из Санкт-Петербурга, в своей знаменитой книге «Анна Павлова в искусстве и жизни», изданной на английском языке в Лондоне в 1932 году, всего через год после ухода из жизни легенды мирового балета. Более чем через 70 лет, в 2003 году, в Москве наконец-таки появился перевод этой книги и на русский язык.
Дом в Хэмпстеде
Анна Павловна была красивой, но довольно одинокой женщиной. Она никогда не состояла официально в браке и у нее не было детей. Она сильно уставала во время постоянных и интенсивных гастролей. Возможно, поэтому ее самыми близкими и преданными друзьями стали птицы в доме Айви Хаус, расположенном в Хэмпстеде, на севере Лондона. Сейчас в этом доме располагается образовательная и благотворительная организация – «Еврейский культурный центр города Лондона», на котором установлена мемориальная доска в память о Павловой, а в саду стоит памятник балерине работы шотландского скульптора Джорджа Генри Поулина.
Любимчики
Анна Павловна испытывала особую привязанность и нежность к лебедям. Одним из самых закадычных друзей и любимчиков Анны был лебедь-шипун по кличке Джек. В 1927 году Виктор Дандре специально пригласил в дом Анны Павловны известного британского фотографа Джеймса Лафайетта для фотосессии с Джеком. Эти великолепные снимки позже также стали знаменитыми и в настоящее время широко растиражированы многими сайтами.
Кто знает, сколько движений Анна Павловна подсмотрела и позаимствовала у своего белоснежного друга?..
Birdwatcher
Живущие на небольшом пруду лебеди всегда выходили на зов Анны Павловны. На чердаке дома располагалась голубятня, в которой она сама любила «поворковать». Анна лично присматривала за голубятней. Эта обстановка, видимо, немного напоминала ей детство, проведенное на даче в Лигово.
Анна Павловна была, как бы мы теперь сказали, бердвотчером (birdwatcher). Вместе с лебедями на пруду жили фламинго, а по газону важно расхаживал павлин. В саду располагался авиарий, в котором содержались различные более мелкие диковинные птицы, привезенные Анной Павловной из ее многочисленных зарубежных гастролей. Прежде чем отправиться на длительные мировые турне, Анна Павловна обходила все комнаты своего дома, где прощалась с самыми для нее важными предметами, а затем спускалась в сад, обходила всех птиц и лично прощалась с каждой. Этот ритуал она никогда не нарушала.
Известный британский театральный критик Олег Олегович Керенский (1930-1993), внук последнего премьер-министра дореволюционной России Александра Федоровича Керенского (1881-1970), написал про Анну Павлову целую книгу. Она была издана на английском языке в 1973 году в Лондоне. В ней он также поведал про любовь Анны Павловой к птицам. Он, например, рассказывает как однажды из турне по Австралии Анна Павлова отправила в Лондон с далекого континента закупленную там партию из 120 птиц. Иногда она привозила из-за границы цветы и пыталась их выращивать в своем саду.
«Приготовьте мне костюм лебедя»
Известный английский танцовщик Харкурт Альджеранов (1903-1967), переделавший свою фамилию на русский лад для того, чтобы выступать с Анной Павловой на одной сцене, вспоминая о десяти последних годах жизни великой балерины, рассказывает о том, как однажды Павлова послала из Мексики домой множество прелестных маленьких экзотических птичек, предоставив их заботам своей горничной Мей.
Сохранились фотографии Анны Павловны, на которых она была изображена в доме с французским бульдогом и сиамской кошкой. Она часто разговаривала с «братьями нашими меньшими». На некоторых снимках Павлова предстает перед нами со слонами, верблюдами, овцами.
Анна Павлова не дожила всего восемь дней до своего полувекового юбилея. Она скончалась в Гааге в Нидерландах от воспаления легких, отказавшись от операции, которая поставила бы крест на ее карьере балерины. Похоронена она была в городе, где ее ждали обожаемые птицы. Урна с ее прахом находится в колумбарии Голдерс Грин в Лондоне. По одну сторону урны – статуэтка балерины, а по другую – фигурка лебедя. Ее последними словами были: «Приготовьте мне костюм лебедя».
Подготовил Евгений Шергалин
«До самой смерти балерина скрывала своё происхождение. Мать Анны Павловой, Любовь Фёдоровна Павлова, родила дочь, обвенчавшись перед её рождением с отставным солдатом Преображенского полка Матвеем Павловым; вскоре после заключения брак распался.
По утверждениям нескольких современников, в том числе двух её единокровных братьев, отцом Анны Павловой является один из крупнейших московских банкиров, землевладелец Лазарь Поляков.
Анна Павлова родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881 года, как свидетельствует метрика, в госпитале лейб-гвардии Преображенского полка на Кирочной улице, где служил её отец — Матвей Павлович Павлов. По некоторым данным, этот отставной солдат происходил из рода евпаторийских караимов, его настоящее имя было Шабетай Шамаш (Матвей), а скончался он через несколько лет после рождения дочери и был погребён на Красненьком кладбище в Петербурге (там же впоследствии похоронили и его законную жену Любовь Фёдоровну Павлову, мать Анны).
Слухи о возможном происхождении Анны Павловой от известного еврейского банкира, коммерции советника Лазаря Соломоновича Полякова основываются на мемуарах сыновей Лазаря Полякова, с которыми воспитывалась девочка и которой Лазарь Соломонович дал образование.
Известный импресарио балерины Сол Юрок в своих мемуарах писал, что А. Павлова разрешила ему после своей смерти огласить её еврейское происхождение.
В январе 1914 (12 января 1914 Лазарь Поляков скончался) в русской печати появилась небольшая заметка, где говорилось, что после долгого отсутствия и, к сожалению, на очень короткое время прибывает в Россию по весьма печальному обстоятельству знаменитая русская балерина Анна Павлова.
Она всё-таки приехала проститься со своим отцом.Это снимает все вопросы о происхождении Анны Павловой.»
Покинув Россию навсегда в 1912 году, она никогда не забывала о том, что она русская балерина и не забывала своих великих учителей — Павла Гердта, Александра Облакова, Екатерину Вазем.
В голодные революционные годы Павлова посылала из Англии продуктовые посылки артистам Мариинского театра. Всем поименно. Она не понаслышке знала слово нужда.
Юрий Борисович Левитан. Голос эпохи
2 октября 1914 года родился ЮРИЙ ЛЕВИТАН. «Говорит Москва. От советского информбюро…» — голос, который произносил эти слова по радио, в СССР знала вся страна.
«От советского информбюро, работают все радиостанции страны. Сегодня в магазине номер 13 продается рыба иваси…» — у Юрия Левитана с юмором было все в порядке, он любил шутки, любил устраивать розыгрыши и пародировать самого себя.
Он воспитывал дочь Наташу вместе с тещей, которая в зяте души не чаяла. А вот жена через 11 лет брака, в 1949 году, ушла к другому, офицеру военной академии.
«Мы все же останемся друзьями», — сказал он в самую последнюю минуту, когда жена взялась за ручку чемодана. И слово сдержал. Когда Раиса овдовела и пыталась вернуться к бывшему мужу, он ответил отказом. Он все еще любил ее, но не мог простить измены.
А в 19 лет… Он выдержал такой экзамен, который не под силу был и боевым командирам. Лично Сталин попросил прочитать его отчет. 4 часа Левитан читал доклад вождя народов в прямом эфире и… ни разу не запнулся, не остановился, не сбился с ритма. Сталин слушал эту запись лично, а потом поднял трубку… и в одночасье 19-летний провинциал, сын портного и домохозяйки, стал официальным голосом Страны Советов.
Правда, потом его автобиографию подредактировали партийные боссы, и в графе «профессия отца» появилось слово «рабочий». Так было ближе к народу. Теперь он не только читал новости и вечерние передачи звукозаписи, он был объявлен государственным человеком. Его голос принадлежал всей стране.
22 июня 1941 года, 9 раз, через каждый час, Левитан читал текст в прямом эфире: «…враг будет разбит! Победа будет за нами!» Его голос звучал монументально и потому убедительно. Совсем по-другому, чем у министра иностранных дел Молотова, который первым обратился к нации по радио.
Многим казалось, что за этим голосом скрывался человек зрелого возраста, исполинской силы и внешности. Нередко это приводило к казусам и смешным историям.
Однажды Левитана остановил на улице фронтовик: — Я еще помню, как ваш папа читал все сводки информбюро… Какой голос, мороз по коже…
— Как же, как же, подойдет, бывало, к микрофону и скажет: «От советского информбюро, — начал Левитан, — фронтовик опешил, а потом расплакался, сжимая руки диктора от волнения.
Левитан много учился, он закончил московскую театральную школу, только его однокурсники мечтали о выходе на большую сцену, а он готовил себя к маленькому кабинету, где будет сидеть один. Его любили миллионы, но мало кто знал в лицо.