Томас Корам и его личная миссия

размещено в: Меценаты | 0
Портрет Томаса Корама работы Уильяма Хогарта

Кажется, что жизнь закончена, все интересное и трудное позади, вам уже много лет… Надо принять жизнь и доживать ее, пользуясь тем, что есть. Скромным ресурсом.

Какая ещё может быть миссия у человека, дожившего до седин, у которого лучшие дни позади? Только опустить якорь в тихой гавани и ожидать последнее плавание к иным берегам…

Вот один капитан вышел в отставку по возрасту. Никакого образования он не имел; в 11 лет начал плавать юнгой. А дело было в 18 веке; чудо, что он вообще выжил! Выжил и стал капитаном. Этот Томас Корам был с характером. Грубоватый бывалый моряк, который сам всего добился.

На шестом десятке он осел в Лондоне и приготовился доживать жизнь вместе с женой Юнис. Небольшие средства у них были. Пора встречать спокойную старость и доживать свой век. Все важное давно позади…

Но личная миссия в любом возрасте даётся человеку. Совершенно неожиданным образом она даётся, как наитие. Томас Корам видел на улицах города маленьких беспризорных детей. Их все видели; обычное дело в 18 веке. Выброшенные или осиротевшие голодные дети роются в мусоре или тихо гибнут от голода…

Почему-то дети приковали внимание морского волка. Сердце его дрогнуло, его осенила мысль — детей надо спасти. Создать хорошее место, где малышей будут кормить, одевать и дадут образование. Образование — это очень важно! Особенно для девочек; ведь они смогут учить своих детей и передавать им знания!

Вот такая странная мысль посетила бывшего капитана Корама. И заставила его исходить сотни миль; он пешком ходил по Лондону и посещал разных богачей и вельмож.

Он привлёк 17 герцогов, 20 баронов, 29 графов, 20 баронетов и ещё массу высокопоставленных людей, чтобы добиться учреждения «больницы для содержания и обучения маленьких брошенных детей».

Знаете, сколько прошло времени, прежде чем король подписал указ об открытии приюта? 20 лет.

20 лет Корам боролся за создание приюта. Он вложил свои средства и привлёк помощь великих деятелей искусства; композитора Генделя и художника Хогарта. В приют брали маленьких сирот и подкидышей; многих отдавали их бедные незамужние матери.

Было спасено большое количество малышей. Их кормили, учили и устраивали на работу, что было чудом в те суровые и жестокие времена.

Некоторых детей матери потом могли забрать; если их положение улучшалось. Одного мальчика мама нашла по половинке вышитого сердечка; она одну половинку оставила в приюте, другую хранила десять лет. И благодаря половинке сердечка нашла своего сына. И смогла забрать его — такое было чудо в приюте.

И все это — благодаря капитану Кораму, который вдруг проникся состраданием к чужим детям, до которых никому не было дела в 18 веке. Высшая миссия пришла к суровому необразованному морскому волку и увлекла его за собой.

Он стал спасителем детей и основателем первой в мире благотворительной организации.

Так что миссия приходит свыше. Иногда неожиданно и странно.

Главное, чтобы сердце было подготовлено к зову Небес. Чтобы сохранилась способность сострадать и чувствовать, несмотря на все испытания и штормы прошлого… Тогда вы сможете услышать зов и последовать ему. И исполнить свою личную миссию.

Анна Кирьянова

В начале 19 века на улицах Лондона ежедневно умирали младенцы. Свёртки, оставленные в куче мусора, были настолько привычным явлением, что горожане просто перестали их замечать.

В викторианской Англии женщин, забеременевших вне брака, часто выгоняли из дома и лишали места работы. Обрекая тем самым на нищету, проституцию или самоубийство. Потому на улицах и появлялись никому не нужные маленькие свертки. Так продолжалось, пока один старый моряк не решил остановить этот ужас. Капитан Томас Корам добивался разрешения на открытие первого в Великобритании приюта для брошенных детей на протяжении 16 лет.

Перед вами картина Эммы Браунлоу (1858 г., Музей Фаундлинг, Лондон) «Подкидыш, возвращенный его матери». На полотне изображён трогательный момент встречи матери с подросшей дочерью в первой лондонской больнице для подкидышей. На молодой женщине нет обручального кольца. Но ее внешний вид и привезенные подарки говорят о том, что дела идут значительно лучше, чем несколько лет назад, когда она вынуждена была оставить малышку. Переполненная эмоциями женщина уронила документ и подарки на пол. Кажется, она вот-вот разрыдается.

Для художницы это очень личная история. Эмма была дочерью Джона Браунлоу, подкидыша, которого оставили в приюте Томаса Корама в младенчестве. Мальчику повезло: спустя 8 лет мать вернулась за ним и забрала домой.

Повзрослев, Джон Браунлоу устроился в Воспитательный дом секретарем, а спустя много лет стал его директором. Именно он изображен за столом на картине. Джон Браунлоу написал несколько книг о приюте и вдохновил своего друга Чарльза Диккенса на создание романа «Приключения Оливера Твиста».

Больница для подкидышей Томаса Корама – первая в мире благотворительная организация – работала до 1954 года. За 215 лет существования через приют прошло почти 30 000 детей. Многие из этих малышей были спасены от верной смерти, а некоторые даже вернулись домой.

Из сети

Рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.
Поделиться с друзьями:

Несколько фактов из жизни Антонио Гауди

размещено в: Великие зодчие | 0

Антонио Гауди — всемирно известный испанский архитектор, отличающийся своим неповторимым, необычным и всегда узнаваемым стилем. Несколько фактов из жизни Антонио Гауди:

Факт 1. Самой известной постройкой Антонио Гауди является, несомненно, Саграда Фамилия, или храм Святого Семейства, который находится в Барселоне, Испания. Это один из самых известных "долгостроев" мира, и он до сих пор не закончен и ланировалось его окончание в 2024 году, но в связи с коронавирусом и эта дата, возможно, будет не окончательной. Согласно задумке основателей, строительство должно осуществляться только на пожертвования прихожан. А само здание настолько уникально, что каждый каменный блок для него требует уникальной подгонки и обработки. Это один из проектов, про которые говоря, что здесь работал и дед, и отец, и сын и если растянуть, то ещё и внукам будет чем кормиться.

Факт 2. Вся биография Гауди кажется очень мрачной. С самого детства его преследовали смерти близких людей – один за другим умерли трое его братьев, за ними последовала мать, потом сестра (оставившая ему на попечение маленькую дочь), затем отец и племянница.

Факт 3. На протяжении всей жизни Гауди страдал от ревматизма. Обычно эта болезнь свойственна пожилым людям, но он болел ею с самого детства, из-за чего не мог даже играть со сверстниками. Именно из-за этого будущий архитектор ещё в юности пристрастился к длительным одиночным прогулкам, и они были его любимым времяпрепровождением.

Факт 4. В каком-то смысле Антонио Гауди установил настоящий рекорд. Он построил 17 строений в уникальном, только ему свойственном стиле, и целых 7 из них официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в католической церкви уже более десятка лет идёт кампания о причислении Гауди к лику святых в качестве покровителя всех архитекторов.

Факт 5. Были у него кое-какие странности. Так, Гауди терпеть не мог прямых линий, считая их творением человеческих рук, в то время как круги он полагал проявлением божественной природы. Доходило до того, что длинные прямые стены сводили его с ума настолько, что, кажется, причиняли ему прямо-таки физический дискомфорт.

Факт 6. Созданные Антонио Гауди чертежи очень нестандартны. Вместо того, чтобы делать их так, как принято, архитектор рисовал нечто вроде макетов, которые затем с помощью системы зеркал превращал в 3D-модели. Возможно, отчасти такой необычный взгляд на этот процесс был обусловлен тем, что он не носил очков, несмотря на то, что один его глаз был дальнозорким, а другой близоруким.

Факт 7. В молодости архитектор проявлял много внимания к женскому полу, и даже сделал предложение одной учительнице. Однако, она ему отказала, и больше Гауди не пытался обзавестись семьёй – до конца его жизни ему всё на свете заменило строительство храма Святого Семейства. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении.

Факт 8. Жизнь Антонио Гауди оборвалась по нелепой случайности. В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего. – Однажды, во время прогулки он не заметил трамвай, который его и сбил, протащил по асфальту несколько метров. Архитектор сумел подняться на ноги, но таксисты отказались везти его в больницу, опасаясь, что этот странный помятый старик не сумеет им заплатить. В итоге он попал в больницу для нищих и бездомных, где ему оказали самую примитивную помощь, и через несколько дней после этого Антонио скончался.

Факт 9. На строительстве Саграды Фамилии Антонио Гауди проводил времени куда больше, чем дома. В последние свои годы он и вовсе забросил своё жильё, окончательно переселившись на стройплощадку. Там он оборудовал себе нечто вроде комнаты, самой простой и примитивной, и в прямом смысле слова там жил. Более того, архитектор даже все личные сбережения потратил на это строительство.

Факт 10. Сам Гауди был мастером художественного литья. Он занимался не только проектированием зданий, но и придумывал мебель, ограды и другие небольшие объекты. А многие металлические их элементы даже изготовлены его собственными руками.

 Из сети

«Когда Антонио Гауди окончил архитектурную школу, ректор сказал:
«Мы дали диплом либо гению, либо сумасшедшему. Время покажет».

Время показало, что для одних Гауди был гением, а для других — чокнутым художником, который отказывался говорить по-испански, даже если перед ним король, и работал без чертежей».

Творения Гауди не укладываются ни в какую классификацию. Даже среди других мастеров модерна Гауди выделяется своей сказочной инаковостью.

У Гауди было, как бы мы сейчас сказали, «экологическое сознание».
Лучшей конструкцией он считал ствол дерева или позвоночник человека. Лучшим материалом — то, что уже когда было использовано (например, выброшенная на помойку керамика). А лучшим источником вдохновения — природу. Его любимейшим местом были скалы Монсеррат, похожие то ли на животных, то ли на мумий, то ли на коренастых каменных рыцарей.

Гауди сложно понять разумом, но можно прочувствовать сердцем.
Ведь в его жизни было три великих любви: Бог, Каталония и искусство.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 2 голосов.
Поделиться с друзьями:

Андрей Никифорович Воронихин

размещено в: Великие зодчие | 0
Андрей Никифорович Воронихин (Автопортрет-?) Андре́й Ники́форович Ворони́хин — русский архитектор и художник декоративно-прикладного искусства периода александровского классицизма начала XIX века. С его именем связаны многие выдающиеся постройки в Санкт-Петербурге и Павловске. Википедия
Родился: 28 октября 1759 г., Усолье
Умер: 5 марта 1814 г. (54 года), Санкт-Петербург, Российская империя

Не всем известно, что Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так — потомственный крепостной. Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.

     Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову.

Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться за границу. На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Все шло просто замечательно.

Но тут случилась французская революция 1789 года. Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. И вовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.

В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этих качеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.

В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездные архитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.

Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.

Из других его работ известны: дом Государственного казначейства, здание горного института, колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске…

Воронихин создал также проект храма Христа Спасителя в Москве в византийском стиле, но, как известно, Высочайшего утверждения удостоился проект Витберга.

Умер Андрей Никифорович Воронихин (21 февраля) 5 марта 1814 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Из сети

      Существует несколько версий происхождения знаменитого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Некоторые источники утверждают, что он был сыном простого крепостного, другие, — внебрачным сыном графа Александра Строганова от крепостной.        
 
Родился будущий архитектор в с. Новое Усолье Пермской губернии 17 октября 1759 года. Обучался в одной из художественных школ, основанных Строгановым, у известного иконописца Юшкова. Весной 1772 года талантливый отрок, в числе других способных учеников, был отправлен графом, известным меценатом и президентом Петербургской Академии художеств, учиться в Московскую школу архитектуры.             
 
Предполагается, что в 1775 — 1779 гг. учителями юного Воронихина были В. Баженов и М. Казаков. Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.    
После окончания обучения молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа А.С. Строганова.    
Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую — для работы над рисунками и чертежами. Воронихин был допущен к графской галерее, к его библиотеке и кабинету, ему дают возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.
 
Вид на Строгановскую дачу.
    Андрей очень дружен с сыном графа, Павлом Строгановым. В 1785 году А.С. Строганов дает Андрею Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении учителя Павла Ромма. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».    
 
В 1786 году граф снаряжает всех троих в путешествие по Европе. Молодые люди посещают Францию, Германию, затем уезжают учиться в Женеву. В 1789 году они переезжают в Париж. Здесь Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.    
 
Здесь же все трое путешественников примкнули к Французской революции. Позже молодые люди, по требованию графа, вернулись в Россию, а их воспитатель и учитель Ромм остается на родине, становится одним из лидеров революции, членом Конвента, автором нового французского календаря. Позднее он будет казнен на гильотине.    
 
Вернувшись в 1790 году в Россию, Воронихин решает, что вполне подготовлен к самостоятельной работе. В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.
 
    Бильярдная.
Минералогический кабинет.
Картинная галерея.
      Молодой архитектор сумел во дворце, построенном самим Растрелли, создать художественные формы в абсолютно других пропорциях и стиле. Пышный декор Растрелли Воронихин заменяет строгим классическим, простым и изящным. Аналогично он перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795 — 1796 гг.), дома в Калужской губернии (1798 г.). Тогда же (1794 г.) он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова», которая ныне хранится в Эрмитаже.      
 
Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г.), приносит ему звание академика Академии Художеств. Строганов поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Как видим, получив вольную, Воронихин связей с семьей своего благодетеля не терял.      
 
В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павлу I хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимало участие много известных иностранных архитекторов, но Павел отдал предпочтение работе именно Воронихина, смета постройки была утверждена императором, но вскоре последний погибает от рук заговорщиков.
 
     Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора, и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов. В 1800 году он выполняет проект каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе, которые получили сразу же название «воронихинских», а сам автор проекта — звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.
 
Розовый павильон.

     В сентябре 1801 года Воронихин женится на помощнице Чарльза Камерона Мери Лонг, обретя тем самым не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф А. Строганов. В этом браке было рождено шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили очень недолго.

Семья Воронихина.

     В 1802 году Воронихин удостоился очередного звания, на этот раз звания профессора архитектуры. В 1803 года по проекту Воронихина начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара, причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.    

В 1806 году зодчий создает проект фонтанов на дороге Санкт-Петербург — Царское Село. К сожалению, построен был только один — на Пулковской горе. В этом же году Александр I при личной встрече с Воронихиным поручает ему постройку здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Архитектор задумал построить его как античный храм геологии. Его усилиями «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала 19 столетия.

     В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, — Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией. С 1811 года он ведет в Академии архитектурный класс.

       Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Похоронен бывший крепостной был с почестями, на самом престижном в Санкт- Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.    

Русская общественность увековечила его память красивым памятником на могиле: на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор, увенчанный фигурой своего гениального зодчего.

Рейтинг
5 из 5 звезд. 1 голосов.
Поделиться с друзьями: